navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

"Это не моя тема"

По Интернету гуляет комикс, посвященный эволюции жрецов Клио: триста лет назад историк мог свободно рассуждать о любых странах и эпохах, сто лет назад еще отличался широким кругозором, сегодня же является специалистом по одному конкретному дню и не знает, что происходило накануне. Здесь в гипетрофированной форме отражены реальные процессы, происходящие не только в истории, но и в других науках: объем знаний постоянно растет, а специализация исследователей становится все более узкой. Время энциклопедистов прошло.

Ситуация, когда прекрасный специалист по Великобритании викторианской эпохи плохо ориентируется во временах фараонов, вполне нормальна. Ненормально другое - когда человек вдруг начинает выступать в роли "эксперта по всему", готового с одинаковым апломбом рассказывать и о Ледовом побоище, и о правлении Мао. Итог, как правило, оказывается плачевным.

Даже действительно серьезные и уважаемые исследователи с безупречной академической репутацией, поддавшись искушению написать "монументальный труд", посвященный большому отрезку прошлого, часто начинают громоздить один ляп на другой. Широкий размах оборачивается в итоге печальным фиаско. К сожалению, не все проходят испытание медными трубами. Наверное, чем больше возраст, регалии и всеобщее уважение, тем сложнее многим сказать простые фразы "Я в этом не компетентен" или "Это не моя тема". Сюда, наверное, можно добавить и развращающий эффект СМИ - журналистам всегда проще работать с одним "экспертом", особенно если он складно говорит, презентабельно выглядит и впечатляет регалиями. "Вы так хорошо рассказали нам по Крымскую войну, а теперь нам очень надо про Первую мировую, Вы ведь сможете?"

Получается, что всерьез можно воспринимать только человека, который занимается определенной, четко ограниченной эпохой и регионом? Если отвечать на этот вопрос утвердительно, нам пришлось бы обвинить в дилетантизме всех, кто берется анализировать историю человечества в целом, искать в ней закономерности, исследовать макропроцессы. "Под нож" при этом пошли бы Артур Тойнби и Уильям Мак-Нил, Сергей Нефедов и Пол Кеннеди. Этого, разумеется, делать нельзя. В конечном счете, именно изучение истории человечества в целом является задачей исторической науки.

Однако, посмотрев на работы указанных авторов, мы увидим одну общую черту: у них имеется определенная теория, которая лежит в основе их работы и через призму которой они смотрят на исторический процесс. Эта теория - а не события как таковые - является сутью их исследований. Они не претендуют на то, чтобы разбираться до мелочей во всех проблемах всех эпох; они опираются на работы других исследователей, посвященные конкретным сюжетам. И именно это отличает их от "всезнаек", которые, к сожалению, в изобилии представлены не только средь родных берез, но и в мировой исторической науке в целом.
Tags: историческая наука
Subscribe

  • Пропаганда и потребности

    Часто вижу тезис: «Пропаганда говорит только то, что люди и так хотят слышать». Так ли это? И да, и нет. Давайте разберемся. Начнем с того, что у…

  • Спускаясь с пирамиды

    Такое явление, как зависимость от однажды избранного пути (path dependency) хорошо известно и возникает в совершенно разных сферах. Часто, вступив на…

  • Шаг за шагом

    «Почему евреи позволяли нацистам себя уничтожать?» Вопрос настолько избитый, что в приличном обществе считается неуместным его задавать. И все же:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 81 comments

  • Пропаганда и потребности

    Часто вижу тезис: «Пропаганда говорит только то, что люди и так хотят слышать». Так ли это? И да, и нет. Давайте разберемся. Начнем с того, что у…

  • Спускаясь с пирамиды

    Такое явление, как зависимость от однажды избранного пути (path dependency) хорошо известно и возникает в совершенно разных сферах. Часто, вступив на…

  • Шаг за шагом

    «Почему евреи позволяли нацистам себя уничтожать?» Вопрос настолько избитый, что в приличном обществе считается неуместным его задавать. И все же:…