Между тем, история - это наука.
Историк - ученый.
И к нему предъявляются все те же требования, что и к ученым в других областях знания.
И одно из главных требований - научная объективность.
Меж тем, в сфере изучения прошлого есть особенно много людей, у которых существуют априорные эмоциональные установки (АЭУ). Что это такое? Это - некие убеждения, не являющиеся результатом рационального размышления (а появившиеся под влиянием воспитания в семье, чтения художественной литературы и т.п.), имеющие мощную эмоциональную составляющую и оказывающие сильное влияние на исследовательскую деятельность человека.
Оговорюсь сразу: естественно, у любого человека есть мировоззрение, и естественно, что оно влияет на его деятельность. Вопрос лишь в степени этого влияния. Речь в данном случае идет о людях, которые изначально убеждены, что, например, государственный деятель А был величайшим в истории гением и почти святым или что государство В всегда проводило высокоморальную внешнюю политику и этим кардинально отличалось от других государств. Если же факты противоречат их установке - что ж, тем хуже для фактов.
Такие люди часто и начинают заниматься прошлым для того, чтобы доказать правильность своей АЭУ. Кстати, студентам своим я категорически запрещаю использовать слово "доказать" в формулировке цели исследования. Доказывать можно свою правоту после того, как исследование проведено. Приступать же к работе с заранее сформулированным выводом принципиально неправильно. В конечном счете, при помощи грамотного подбора фактов можно доказать все что угодно, только есть ли в этом научный смысл?
Когда мне было 15 лет и я только-только поступил на исторический факультет, я принял решение, которое до сих пор считаю одним из самых мудрых в своей жизни. Я решил не заниматься отечественной историей ХХ века. Причина - очень сильные эмоциональные установки, которые безмерно осложняли бы мне профессиональную исследовательскую работу. Сейчас, в 35, я смог бы с ними справиться. В пятнадцать, восемнадцать, двадцать лет - нет. Я бы начал "доказывать". Начал бы писать политическую публицистику, замаскированную под научные работы. Поэтому я взял тему, которая была мне интересна, но не задевала за живое.
Естественно, нельзя требовать от историка, чтобы он относился равнодушно к предмету своего исследования. Более того, как я всегда говорю студентам, на неинтересную тему ничего хорошего не напишешь. В конце концов, если бы мы требовали полной отстраненности и безразличия по отношению к предмету исследования, изучение истории Великой Отечественной войны в нашей стране можно было бы закрывать лет на двести. Но вопрос не в этом; вопрос в том, готов ли человек под давлением фактов пересматривать свои установки, готов ли он делать выводы "без гнева и пристрастия" - или нет.
Если ответ отрицательный, если АЭУ непоколебима, то такой человек может быть прекрасным знатоком прошлого и эрудитом. Исследователем, историком он быть не может, сколько бы времени он ни провел в архивах и сколько бы книжек ни написал. И зачастую менее знающий, но и менее предубежденный человек может провести более качественное исследование, чем ослепленный своими пристрастиями знаток.
P.S. Вообще говоря, надо бы придумать какой-то специальный термин для обозначения людей, которые увлекаются прошлым, знают много о прошлом, но при этом исследователями не являются. При этом термин ни в коем случае не должен иметь негативного, пренебрежительного оттенка. Мне пока в голову приходит только "историофил".
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →