Сейчас я держу в руках книжку Франка Кюлиха "Немецкие солдаты в войне 1870/71 годов" (Kühlich F. Die deutschen Soldaten im Krieg von 1870/71. 1995). Автор ставил своей целью на основе первоисточников (а также максимально приближенных к ним трудов) воссоздать повседневную жизнь немецких солдат Франко-германской войны. Задача сама по себе похвальная, но почтение внушает, в первую очередь, масштаб проработанного материала. Список источников - это 35 страниц довольно мелким шрифтом.
На какие материалы опирается Кюлих? Первая категория - это опубликованные и неопубликованные воспоминания, дневники и военные письма. Вторая, дополняющая первую - истории отдельных подразделений (как правило, полков), написанные во многом по воспоминаниям участников событий. Только в первой категории - более 400 наименований. При этом Кюлих заботился о том, чтобы в выборке были представлены все рода войск и все уровни военной иерархии - от рядового до генерала.
Почему объем выборки именно таков? Кюлих подробно объясняет это во введении к своей работе. Он особо отмечает, что делать какие-либо выводы на основании нескольких источников, пусть даже очень качественных, нельзя: "Экстремальное переживание, каким является война, отражается у разных людей (...) в очень разных впечатлениях и воспоминаниях". В результате возникают, например, совершенно разные описания одного и того же эпизода. Только использование большого массива источников позволяет до некоторой степени воссоздать реальную картину. Кюлих пишет, что остановился только тогда, когда привлечение новых источников перестало существенно влиять на уже полученные к тому времени результаты. Произошло это, напомню, примерно на отметке 400 (не считая полковых историй).
Достаточно ли такого количества источников для понимания других войн? Приведу две цифры: активная фаза Франко-германской войны продолжалась около полугода, и участвовало в боевых действиях с немецкой стороны около миллиона человек. Вот и считайте. Вспомните, например, аналогичные цифры для Великой Отечественной. Я не хочу сказать, что здесь применима простая математическая пропорция - в конечном счете, у каждого явления есть свои особенности, да и закон больших чисел никто не отменял. Но примерный масштаб необходимой работы представить себе можно.
Еще раз: источники личного происхождения очень важны. Но нужно четко понимать, что они собой представляют. Воспоминания лейтенанта Х о войне - это не "картина войны" как таковая. Это, в лучшем случае, "картина войны глазами Х". В худшем - "картина войны, которую рисует в своей голове Х спустя 30 лет после описываемых событий".