navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Автор и издатель - 2, или на войне как на войне

Отношения автора и издателя напоминают порой отношения двух солдат враждующих армий. Ты понимаешь, что там, по ту сторону линии фронта - такой же человек, может быть, даже хороший. Он тоже любит своих детей, заботится о стариках, смеется над хорошей шуткой, с ним было бы здорово выпить и поболтать за жизнь. Но эта самая жизнь сложилась так, что у него в руках винтовка и он хочет тебя убить. Он в этом не виноват, но если ты хочешь выжить, ты должен выстрелить в него первым.

Одним словом, на войне как на войне.

В чем заключается задача автора? Гонорар мы сейчас не принимаем в расчет, с гонорарами сейчас крайне туго. Автор хочет опубликовать хорошую книгу, которая соответствует его представлениям о том, какой должна быть историческая литература, которая нравится ему самому и понравится тем, чье мнение важно для автора. Автор - если он адекватный, серьезный человек - заботится о своей репутации. Она для него часто важнее гонорара, потому что деньги будут быстро пропиты, а позор останется.

В чем заключается задача издателя? В получении прибыли. Не потому, что он плохой и жадный человек - просто иначе коммерческое издательство отбросит копыта. Поэтому среднестатистического издателя интересуют цифры продаж. Ему не очень важно, совершит ли книга переворот в исторической науке или нет (если этот переворот, конечно, нельзя монетизировать). Ему не очень интересно мнение сотни-другой узколобых коллег автора, если книга будет хорошо встречена широкой аудиторией. Издатель считает (иногда справедливо, иногда не очень), что он хорошо знает, что именно нужно этой самой широкой аудитории. И обложки становятся яркими, заголовки - кричащими, содержание книги - по мере возможности подгоняться под актуальную тематику, чтобы "пипл схавал".

Может ли издатель сделать ставку на то, чтобы публиковать литературу только высокого качества? Да, разумеется. Но при одном условии - на такую литературу есть серьезный платежеспособный спрос. Сама тематика должна быть достаточно популярной, а потребитель - достаточно разборчивым и обеспеченным. Такая ситуация существует, например, в сфере бизнес-литературы. Поэтому там такая стратегия (пример - издательство "Манн, Иванов и Фербер") может приносить прибыль.

История, к сожалению, к числу таких сфер не относится. Почему - отдельный разговор. Я могу назвать несколько издательств, которые решили держать высокую планку - но все они либо разорились, либо существуют за счет внешнего финансирования, которое позволяет им покрывать убытки от коммерческой деятельности. Если издательство не имеет источника такого финансирования, репутация автора интересует его только в той степени, в которой автор может быть "брендом" для массового читателя.

При этом издатель и автор необходимы друг другу. Им никуда друг от друга не деться. Потому что издателю, как ни крути, нужны авторы. Он бы с удовольствием обошелся без них, но вот незадача - тексты сами по себе не пишутся. Поэтому приходится работать с людьми, которые часто капризны, выдвигают нелепые (с точки зрения издателя) условия и требования, стабильно срывают согласованные сроки и ничего не хотят знать о кризисе отрасли, требуя себе гонорар побольше.

Автор, в свою очередь, тоже с радостью обошелся бы без издателя. Но вот незадача - текст, выложенный в Интернете, потонет в поделках графоманов, которых никто не публикует, и вряд ли будет воспринят всерьез целевой аудиторией. Опубликовать книгу за свой счет? Это не проблема, проблема - распространить ее после этого так, чтобы она добралась до целевой аудитории. Стать самому себе отделом продаж - задача далеко не самая простая, не говоря уже о том, что на весь проект потребуется вынуть приличные деньги из своего кармана. Именно поэтому большинство условных "самиздатовских" работ проходят абсолютно незамеченными. Если хочешь, чтобы тебя читали - надо публиковаться в нормальном серьезном издательстве с налаженной системой распространения. К сожалению, в нашей сфере такие издательства можно пересчитать по пальцам.

Что остается делать в этой ситуации автору? Разрабатывать стратегию с учетом всех этих реалий. Возможно, где-то идти на компромиссы, не ставящие под угрозу его репутацию. Стараться по максимуму контролировать процесс, доставать до печенок своего редактора, чтобы ни название, ни обложка, ни аннотация не стали потом неприятным сюрпризом. Поддерживать контакты с максимальным числом издательств, чтобы иметь возможность сравнивать условия и выбирать.
Tags: жизнь
Subscribe

  • Апрель. Пробуждение.

    Вот и настал апрель. Пробуждается природа... Какая, к черту, природа? Студенты пробуждаются. Студенты! Со своими курсовыми и выпускными работами.…

  • Год на дистанции

    Примерно в эти дни год назад в нашу жизнь вошло дистанционное преподавание. Помню как сейчас: в пятницу, 13-го мы до позднего вечера принимали…

  • Древнегреческие отмазки

    Контрольные работы... Сколько чудесных, захватывающих историй мне довелось выслушать благодаря им за свою преподавательскую карьеру! Историй о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments