navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Мозговой штурм: восемь принципов

Мозговой штурм может быть весьма эффективным средством решения сложных проблем, стоящих перед коллективом. И даже если речь идет о Вашей личной проблеме, с которой Вы не справляетесь, Вы можете создать "штурмовую группу" из близких друзей, заинтересованных в том, чтобы помочь Вам.

Основная задача мозгового штурма - генерировать идеи и находить неочевидные на первый взгляд, креативные решения. В ходе мозгового штурма члены группы высказывают любые приходящие им в голову идеи, какими бы дикими они ни казались; даже неудачное и нелепое на первый взгляд предложение может натолкнуть на какую-то новую и оригинальную мысль. Я сам не раз убеждался в эффективности этого метода - например, когда надо было выбрать свежее, красивое и звучное название для мероприятия.

Чтобы мозговой штурм был по-настоящему эффективным, надо соблюдать восемь принципов:

1. Группа не должна быть слишком большой. Обычно говорят о том, что максимальный размер команды для мозгового штурма составляет 15 человек, но мне это кажется перебором. Десять - потолок.

2. Время на мозговой штурм должно быть ограниченным. В противном случае все сползет в вялотекущую дискуссию, к которой большинство потеряет интерес. Оптимальная продолжительность - около часа.

3. Задачу необходимо поставить чуть заранее, чтобы участники могли настроиться на нее.

4. В мозговом штурме должны принимать участие все члены команды. В команде должен быть "ведущий" - человек, который среди прочего должен следить за тем, чтобы все могли высказаться.

5. Не нужно следовать какому-либо жесткому регламенту. "Все высказываются строго по очереди, у каждого полторы минуты" - плохой вариант. Участники должны иметь возможность высказывать спонтанно пришедшие им в голову идеи, развивать идеи друг друга и так далее.

6. Категорически запрещается критика или оценка идей. Это - ключевой принцип. Дополнять, творчески перерабатывать, развивать разрешается.

7. Все идеи записываются. Абсолютно все. Даже самые дикие.

8. После окончания мозгового штурма следует оценить все идеи. Даже если на сороковой минуте ко всем пришло понимание, что решение найдено, это все равно будет полезно на будущее.

(По материалам: Austin Freeley, David Steinberg. Argumentationa and Debate. 2009)
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • История в школе: мечты о светлом будущем

    Я периодически начинаю думать о тем, что и как нужно делать в светлом будущем, которое непременно наступит. Да, это такая форма эскапизма, я знаю. И…

  • Преподавание: пандемийный опыт

    В прошлой записи я не стал подробно писать о том, как Радаев в своей книге трактует опыт преподавания в условиях пандемии. В основном потому, что…

  • Долой монологи!

    Недавно я стал свидетелем любопытной дискуссии, касавшейся лекций в наших вузах. Одна сторона утверждала, что классическая лекция в форме монолога -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments

  • История в школе: мечты о светлом будущем

    Я периодически начинаю думать о тем, что и как нужно делать в светлом будущем, которое непременно наступит. Да, это такая форма эскапизма, я знаю. И…

  • Преподавание: пандемийный опыт

    В прошлой записи я не стал подробно писать о том, как Радаев в своей книге трактует опыт преподавания в условиях пандемии. В основном потому, что…

  • Долой монологи!

    Недавно я стал свидетелем любопытной дискуссии, касавшейся лекций в наших вузах. Одна сторона утверждала, что классическая лекция в форме монолога -…