navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

"Много платить - полезут рвачи"

Когда речь заходит о повышении зарплат работников бюджетной сферы (тех же школьных учителей), часто приходится слышать одно соображение. Дескать, если поднять зарплаты, это не приведет к повышению качества, поскольку на большие деньги слетятся, словно мухи на варенье, всевозможные рвачи и халявщики.

Фактически этот тезис - слегка измененная формулировка более одиозного "надо платить мало, потому что тогда работать придут только те, кому важно Дело, а не деньги". Я сейчас даже не буду говорить о том, что большинство рекомендующих такой подход категорически не хотели бы, чтобы он применялся к их работе (собственно, здесь мы возвращаемся к проблеме "призвания"). Отмечу только, что заполнить "подвижниками" огромные системы школьного образования и здравоохранения невозможно. Да и сами "подвижники" - далеко не так однозначно положительные персонажи, как это принято считать (об этом я еще как-нибудь напишу отдельно).

Скажу сразу: да, подъем зарплат неизбежно скажется на популярности профессии, в том числе среди тех, кто хочет поменьше работать и побольше зарабатывать. Да, будет (особенно поначалу) определенное число тех, кто пойдет в школу исключительно из-за денег, не имея ни особого желания, ни особых способностей к обучению детей. Однако, во-первых, встает вопрос о том, с чем мы эту ситуацию будем сравнивать. С воображаемой школой, наполненной подвижниками-бессеребренниками, или с реальной, где на одного подвижника приходится несколько перегоревших и уставших, кое-как отбывающих уроки? Во-вторых, доля "рвачей" никогда не будет большой, не говоря уже о доминирующей. И на это есть несколько причин.

1. Картина, в рамках которой рабочая сила свободно перетекает из одной сферы в другую, как вода между сосудами в школьной задачке, не вполне соответствует реальности. Для того, чтобы стать школьным учителем, недостаточно просто желания - необходимо еще, как минимум, определенное образование. Просто так прийти с улицы в школу невозможно.

2. Работа учителя подразумевает достаточно ограниченные возможности карьерного и финансового роста. Грубо говоря, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом - но плох тот учитель, который не мечтает до старости учить детей. Уже один этот фактор резко снижает привлекательность профессии для "достигателей". Устроившись менеджером по продажам в автосалон, человек может через несколько лет стать директором или заместителем директора дилерского центра; в школе такой взлет практически невозможен.

3. С другой стороны, работу учителя трудно назвать "непыльной". От уроков, домашних заданий, детей и их родителей никуда не денешься. А это далеко не всякому по душе. Если задача заключается в том, чтобы тихо отсиживать рабочие часы и не напрягаться, лучше найти соответствующую работу в офисе или на госслужбе.

4. Повышение зарплат учителей не означает, что они окажутся на столь высоком уровне, что депутаты откажутся от своих мандатов и побегут из Госдумы в школы. Речь идет об уровне доходов, который позволит учителю спокойно заниматься своим делом, не думая о том, чем он завтра будет кормить своих детей и как бы подработать на стороне. Конкретная сумма - вопрос, который надо обсуждать отдельно. Суть, однако, в том, что любителям "больших и легких денег" соотношение зарплаты и усилий вряд ли покажется очень привлекательным.

И последнее. Широко распространено убеждение в том, что если человек работает за деньги, то он работает плохо. Скажу крамольную вещь - иногда работающий за деньги профессионал справляется лучше "подвижника". И, во всяком случае, лучше, чем тот, кто пошел в школу, потому что закончил педвуз и толком ничего не умеет.

В заключение - еще один, смежный вопрос. Следует ли как-то контролировать и оценивать труд учителей? Безусловно, да. Вопрос в том, как именно. Любая формальная система критериев неизбежно превратит преподавание в работу по улучшению показателей (как это происходит, мы можем воочию наблюдать сегодня во многих сферах). Очевидно, нужно другое решение. Какое - отдельный разговор.
Tags: жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Собственно, анекдот про "подвижников" давно известен, и, увы, не лишен актуальности.

- Чем отличается педагог от педофила?

- Тем, что педофил любит детей искренне.:)
Тоже анекдот:
Училку, только после института, спрашивают:
- Ну как тебе в школе работается?
- Да всё хорошо - зарплата, отпуск летом, работа не тяжелая...вот...только дети мешаются. Если бы не они, всё было бы замечательно.
В учителя рвачи и халявщики вряд ли пойдут, а вот в науку вполне. Особенно в слаборазвитых странах
Как пойдут так и уйдут. То что сказано в п.1., п.3. и п.4. исходного поста можно без труда перенести на науку

kuzia_aka_zmey

5 months ago

на большие деньги слетятся, словно мухи на варенье, всевозможные рвачи и халявщики
В качестве возможного контраргумента этой бредовой идее можно привести пример зарплат компенсаций топ-менеджеров. Как-то там не наблюдается халявщиков, так что, видимо, чтобы получить много денег, надо хорошо поработать.

Что, что у людей в голове...
Пример не корректен, так как у топ-менеджеров есть конкретные формальные критерии оценки труда (типо увеличения прибыли, оборота и т.д.)... Критериев же оценки труда учителей нет.
Во-вторых работа топ менеджера часто предполагает большую материальную ответственность, в отличие от труда учителя, в том числе и по этой причине не всякий туда полезет.

right_to_cry

5 months ago

oberlang

5 months ago

navlasov

5 months ago

_

5 months ago

chva

5 months ago

uldorthecursed

5 months ago

Проблема в том, что никто не будет ставить зарплату учителей в зависимость от качества.

Разве что в приватных школах, где оплачивают родители. Но там качество считается не по эффективности обучения, а по созданию комфортной среды. Последним, кто в российской системе в этом плане пытался что-то поменять был Сорос.
Для того, чтобы стать школьным учителем, недостаточно просто желания - необходимо еще, как минимум, определенное образование.

Во-первых, это не такая большая проблема в стране, где рынок труда всё больше и больше сжимается.
Во-вторых, диплом можно и купить. Зарплата затраты окупит.
Ну даже в этом случае в школе будет на одного человека больше, тем самым слегка разгрузив остальных (таких же в среднем, только еще и без амбиций).

vit_r

5 months ago

kuzia_aka_zmey

5 months ago

"Много платить - полезут рвачи" - я бы за такие изречения убивал мучительными пытками, чтобы язык не повернулся такое сказать. Какая-то блядь и сука может говорить такое.
Просто люди хорошо помнят недавнее советское прошлое, когда на любое приличное место просачивалась теплая компашка (часто, но не всегда - этнически однородная), выдавливала оттуда чужаков, подтягивала еще больше своих и окукливалась. Работать эти други решительно не желали, их умения были заточены исключительно на борьбу за место под солнцем.
В рамках недавней реформы образования в Израиле зарплата педагога (даже с небольшим стажем) стала примерно равной средней по стране, и были наложены серьёзные ограничения на работу в двух местах сразу. (Бюрократические документы израильский педагог почти не заполняет).
Процент успешно сдающих "промежуточные экзамены" и процент получающих аттестат зрелости через несколько лет существенно вырос и продолжает расти - без существенной перестройки учебных программ.
Логично. У нас, правда, эффект будет лет через -цать...

lakshin

5 months ago

nomen_nescio

5 months ago

lakshin

5 months ago

nomen_nescio

5 months ago

"Речь идет об уровне доходов, который позволит учителю спокойно заниматься своим делом, не думая о том, чем он завтра будет кормить своих детей и как бы подработать на стороне. "-Собственно это как раз и есть суть вопроса. Надо отметить, что з/п сейчас подразумевает в большинстве случаев обеспечение Одного человека, а не семьи, как было во времена сексизма. Содержание детей сейчас в з/п, по факту, не закладывается, считается что ребёнок денег не требует и в эксплуатации бесплатен. Вывести его в люди тоже в разные периоды подразумевало совершенно разное: от продать дочку в бордель, как в 19 веке, до обеспечить получение ВО, как сейчас. Собственно вокруг этих нюансов всё и крутится.
И содержание других членов семьи, не только детей.

fotovivo

5 months ago

в современном обществе учителя не нужны.
Виртуальная дополненная реальность рулит. Есть же уже интерактивные гиды в аэропортах. Подвижника-от-бога не запрограммируешь, но их и так мало, а рядовую марьиванну запросто, при несопоставимой эрудиции у виртуала. Еще чуть-чуть и классно-урочная система отомрет сама.

maminpapa

5 months ago

fotovivo

5 months ago

"""Для того, чтобы стать школьным учителем, недостаточно просто желания - необходимо еще, как минимум, определенное образование. Просто так прийти с улицы в школу невозможно."""

Этот аргумент уместен касаемо врачей, но не учителей. Так как на врача надо учиться долго (6 лет плюс интернатура/ординатура), учиться тяжело невозможно отучиться заочно и т.д. Потому не всякий рвач решит стать медиком, даже если врачам заметно повысят зарплаты. Разве что врачи из коммерции или мед.преды (с мед. образованием) при таком раскладе вернуться обратно в поликлиники.
Касаемо же учителей ситуация другая. Во-первых многие толкачи (добавим еще сист.админов, администраторов гостиниц и т.д. среди которых тоже полно людей с педагогическим образованием) уже имеют педагогическое или предметное (типо биофак или географак университета) образование. Во-вторых если такого образования нет, его можно легко заполучить поступив в коммерческий отдел заочной магистратуры на 2 года или как второе высшее. В третьих, если в дипломе о высшем образовании присутствует педагогика (допустим человек учился на педагога психолога или режиссера), то он может год платно отучиться в институте повышения квалифкации учителей и получить сертификат учителя (таких примеров полно, когда например историки в физруков или филологов так за год переквалифицировывались, так как места историка в желанной школе не было)...

""" Работа учителя подразумевает достаточно ограниченные возможности карьерного и финансового роста. Устроившись менеджером по продажам в автосалон, человек может через несколько лет стать директором или заместителем директора дилерского центра"""

Уже не особо можно вырасти толкачом. Эти времена когда можно было остались где-то в 1990-2000-е годы, когда массово открывались новые магазины, центры и т.д. и директорами частенько назначали бывших толкачей или продавцов. А сейчас на эти директорские и замовские должности уже очередь из дочерей, любовниц, друзей, родственников владельцев или крупных топ менеджеров. Директором школы стать начав учителем сейчас шансов не меньше, чем стать директором торгового центра начав продавцом.

"""С другой стороны, работу учителя трудно назвать "непыльной". От уроков, домашних заданий, детей и их родителей никуда не денешься. А это далеко не всякому по душе. Если задача заключается в том, чтобы тихо отсиживать рабочие часы и не напрягаться, лучше найти соответствующую работу в офисе или на госслужбе. """

Под рвачами имеются ввиду не те, кто пришел лишь тихо рабочие часы отсиживать, а те кому без разницы на дело, кого интересуют лишь деньги и кто ради этого хочет (и отлично может) работать по принципу, чтобы лишь формально придраться к работе не было поводов. Но деятельность бурную они при этом очень даже могут развести, тем более если это нужно для формальных показателей работы.
Уроки, домашние задания, характера детей и родителей конечно не самое приятное, но не факт, что это все сильно тяжелее работы торгового представителя. Ведь у толкачей во многих компаниях сейчас тоже требуют отчета чуть ли не за каждый рабочий час, требуют постоянного роста продаж (которые так же до бесконечности расти не могут), многие компании даже уже отслеживают их передвижение по навигатору и т.д. Еще добавим что у толкачей отпуск не два месяца, а всего один; что у учителей отпуск два месяца и притом летом, а так же график свободнее (понятно, что время работы учителя это не только время уроков, но и подготовка и т.д., но все же вторую половину дня в отличие от толкача или сист.админа он может использовать свободно по своему усмотрению)... И наконец коммерция она сегодня есть завтра нет. Толкач после 45-ти может уже оказаться не удел, так как если фирма где он проработал разориться, то в новое место возрастных, даже с опытом, могут запросто не взять. А школы то не закроются и учителем можно хоть всю жизнь проработать.
Потому при повышении зарплат учителей многие сист.админы и толкачи запросто могут захотеть полезть в учителя даже с некоторой потерей в доходах (допустим толкачами они получали 100 тыс. в месяц, а з/п учителей повысилась до 60 тыс. в месяц)...
Здесь нужны, конечно, системные решения, в том числе в сфере высшего образования - чтобы диплом педагога кому попало не выдавали.

Serge Perovsky

5 months ago

navlasov

5 months ago

12xc33

5 months ago

Serge Perovsky

5 months ago

navlasov

5 months ago

Serge Perovsky

5 months ago

oberlang

5 months ago

navlasov

5 months ago

alex_zydfhm

5 months ago

12xc33

5 months ago

alex_zydfhm

5 months ago

12xc33

4 months ago

tervv

5 months ago

Ушла из училок в 2002. Банально - зарплаты не хватало на покупку пары зимних сапог. Иногда хочется вернуться... Да проработала в школе 10 лет.

oberlang

May 16 2018, 09:50:15 UTC 5 months ago Edited:  May 16 2018, 10:10:35 UTC


"""Повышение зарплат учителей не означает, что они окажутся на столь высоком уровне, что депутаты откажутся от своих мандатов и побегут из Госдумы в школы. """

Депутаты нет, но в районах и небольших городках после повышения зарплат учителей в 2012-м, некоторые даже из РОНО и исполкомов потянулись работать в школы. А в региональной столице (миллионнике), только я знаю 3-4 человек, которые до 2012-го работали в банковской сфере, а после повышения з/п учителей потянулись в школы преподавать математику, информатику или экономику. И это даже тогда. Потому если еще раз повысят сложно даже представить, что будет.

Так что повысить з/п учителей на данном этапе развития хорошо бы только в маленьких, провинциальных, захолустных, депрессивных городках. В которых ни то, что в школе, а даже в администрации порой работать некому, из которых молодежь тупо валит. Рвачи бы в такие городки точно не полезли, а удержать там часть молодежи это бы помогло. А в больших городах, и даже в не больших, но в хороших (не депрессивных) местах, если з/п учителей повыситься, реально рвачи разных мастей (причем не только продажники, но даже сист.админы, таксисты имеющие пед. образование и т.д.) постепенно вытеснять хороших энтузиастов-безсеребренников и даже просто тех, кто не умеет хорошо угождать начальству...
Так пойдут, конечно! Но задача - сделать не идеально, а лучше, чем сейчас. И барьеры можно ставить разные - например, брать сразу после педвуза либо только со стажем. Таксисту путь закрыт...

nexti22rus

5 months ago

oberlang

5 months ago

oberlang

5 months ago

navlasov

5 months ago

oberlang

5 months ago

navlasov

5 months ago

ну так ведь рвача расколят и возьмут другого.
если от учителя отказывается класс (да еще не один!), если его ученики не могут сдать гиа и егэ, если нет результатов на олимпиадах и конференциях, если любой троешник, переходя к нему сразу становится отличником.....
мало чтоль признаков халявщика.

и кстати, пусть уж лучше будут халявщики, чем те, кого никуда больше не берут, а здесь они работать не хотят, но кушать хочется, и они вымещают злобу на детях, особенно младшешкольниках.
так сказать ,из двух зол меньшее
Еще раз говорю, под рвачами не халявщики имеются ввиду, а те кого мотивируют только материальные блага и кому в глубине души плевать на дело (в данном случае на общество и качество образования). А формальные показатели они как раз могут показать очень даже. Порой показать даже лучше, чем многие из тех кто на совесть работает.

kuzia_aka_zmey

5 months ago

navlasov

5 months ago

kuzia_aka_zmey

5 months ago

oberlang

5 months ago

kruglov

5 months ago

kuzia_aka_zmey

5 months ago

12xc33

5 months ago

kuzia_aka_zmey

5 months ago

странный вопрос - конечно надо. Главное, чтобы учили и были педагогами грамотными, без стереотипов. Основная задача - выявлять склонности и предпочтения ребёнка в науках, а это непросто. Поэтому нужны будут аттестации и тд. Очень сложная задача. Но лучше, чем мост в крымнаш и иже с ним.
Никогда не работал в бюджетной сфере в полном смысле слова. Если у вас там руководство позволяет себе такие изречения, то это просто плевок в лицо работникам. На такое лично я мог бы реагировать, только заявлением об уходе.
Это сумма изречений ряда комментаторов в данном блоге
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →