navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

О "подвижниках"

Подвижник... "Тот, кто самоотверженно трудится, борется за достижение высоких целей на каком-либо тяжёлом поприще" - такое определение дает всезнающая Википедия. Это слово вызывает однозначно позитивные образы. Перед глазами сразу встает человек, посвятивший себя целиком какому-то благородному делу, совершающий настоящие подвиги не ради славы или награды, а исключительно из внутреннего побуждения.

К сожалению, с "подвижником" часто происходит то же самое, что и с "призванием". Многим подвижники кажутся удобными инструментами для решения сложных задач. Например, то и дело приходится слышать, что врачами и учителями должны работать подвижники. Если в школах и больницах есть такие люди - это, безусловно, прекрасно. Проблема в том, что заполнить громадные системы образования и здравоохранения за счет энтузиастов невозможно. Настоящий подвижник - птица довольно редкая. Становой хребет любой большой системы - это люди, которые работают хорошо, добросовестно и с удовольствием, но не готовы ради своей работы отказаться от всего остального.

Впрочем, я сейчас не об этом, а немного о другом: является ли "подвижничество" однозначно позитивным феноменом - или возможны нюансы?

Для начала попробуем сформулировать определение слова "подвижник" - исходя из того смысла, который в него обычно вкладывают. "Подвижник" - это не просто тот, кто хорошо делает свою работу. "Подвижник" - это человек, чья логика действий выходит за рамки, которых придерживается большинство. Именно поэтому "подвижниками" часто восхищаются, но в то же время считают не вполне нормальными. "Подвижником" обычно называют человека, который делает общественно полезное дело, отдавая ему все свои ресурсы (силы, время и т.д.) и не нуждаясь в какой-либо внешней мотивации; он обладает мощной внутренней мотивацией и уверенностью в необходимости и правильности своих действий.

Теперь зададимся вопросом о том, какие люди становятся "подвижниками". Повторюсь, "подвижник" делает то, что условный "нормальный человек" делать бы не стал. У этой "ненормальности" могут быть разные причины; грубо говоря, "отклонение" может быть как в "хорошую", так и в "плохую" сторону. Наряду с людьми, безусловно заслуживающими уважения и восхищения, среди "подвижников" достаточно много "городских сумасшедших", одержимых некой "идеей фикс" далеко не самого здорового характера. Я знаю как минимум один случай, когда человек пошел работать учителем с целью донести до детей всю правду о тридцати (или сколько их там?) тысячах лет истории Руси и всемирному заговоре авторов учебников. Из школы его довольно быстро выставили, но только потому, что его идеи носили совсем уж бредовый характер.

Проблемой может быть и высокая внутренняя мотивация "подвижника". Ее оборотной стороной часто является железобетонная уверенность в собственной правоте и неспособность получать обратную связь. Осчастливить людей помимо их воли - как раз из этой оперы. Знаю достаточно большое число историй, когда людям приходилось буквально отбиваться от "подвижников", пытавшихся их облагодетельствовать. В школе, например, есть категория учителей, которые действительно и бескорыстно целиком отдают себя работе, но при этом мнение учеников и родителей им глубоко параллельно: первые, дескать, еще "слишком маленькие", а вторые "ничего не смыслят" в том, что происходит.

Наконец, существует достаточно большая категория ситуаций, в которых вреда от деятельности "подвижника" больше, чем пользы. Речь идет о случаях, когда активность "подвижника" позволяет отчасти компенсировать - и поэтому игнорировать - комплексные проблемы. Иногда бывает - особо подчеркну, что речь идет только о некоторых ситуациях, причем не связанных с жизнью и здоровьем людей - так вот, бывает так, что проблема должна достичь достаточной степени остроты, чтобы необходимость перемен стала очевидной. "Подвижник" в этой ситуации своим самоотверженным трудом снимает остроту проблемы, позволяя всем делать вид, что все в порядке. При этом, естественно, ресурсов для системного решения проблемы у "подвижника" нет, он может только раз за разом спасать конкретную ситуацию. Образно говоря, там, где надо вскрывать нарыв, "подвижник" заботливо замазывает его тональным кремом, чтобы со стороны все выглядело пристойно.

Пример из жизни: в одну небольшую государственную организацию пришел "подвижник". Организация занималась проведением определенного рода мероприятий и, откровенно говоря, с этим совершенно не справлялась. Однако "подвижник", считавший эти мероприятия очень важными, работал 24 часа в сутки - и в итоге они кое-как проходили. Только спустя несколько лет, когда человек буквально "сгорел" и уволился, очередное мероприятие сорвалось и стало очевидно, что организация сама по себе ничего толком сделать не может. В итоге она была распущена, а ее функции переданы другой, которая справлялась с ними не в пример лучше. В итоге "подвижник" на протяжении нескольких лет фактически покрывал чужую лень и некомпетентность, не давая внешнему наблюдателю заметить серьезную проблему.

В заключение повторю то, о чем говорил уже множество раз: окружающий нас мир очень сложен. Многие обобщения и однозначные оценки являются ложными; у многих явлений есть разные стороны и разные последствия. Каждая конкретная ситуация представляет собой индивидуальный набор множества факторов и оценивать ее, по-хорошему, надо тоже индивидуально.
Tags: жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 140 comments