Что я в данном случае имею в виду?
Начнем с "ландскнехта". Здесь в основе лежит отношение к преподаванию как к обычной наемной работе, которая по сути ничем не отличается от работы клерка в офисе или программиста. Есть трудовой договор, есть зарплата, есть начальство, приказы которого необходимо выполнять вне зависимости от того, согласен ты с ними или нет. При этом "ландскнехт" нередко любит свою работу и старается делать ее хорошо. Однако "хорошо" - означает в первую очередь в соответствии с пожеланиями руководства. "Ландскнехт" всегда делает в первую очередь то, за что платят премии и надбавки. Если за учебники - он будет писать учебники, если за наукометрические показатели - он будет работать над их улучшением. В глубине души он может относиться к очередным нововведениям как угодно, но его наняли для выполнения определенной работы, и он ее делает.
Модель "сэнсэя" представляет собой во многом противоположный подход. Это - преподаватель, который относится к своей работе как служению обществу, как к высокой миссии. Реформы, министры, ректоры сменяют друг друга, а миссия остается. "Сэнсэй" имеет свое, вполне сформировавшееся мнение как по поводу общей цели и смысла своей деятельности, так и по поводу конкретных стоящих перед ним задач. В силу этого он практически неуправляем. Мнение начальства для него - не более чем мнение, которое он готов признать только в том случае, если искренне с ним согласится. У него есть долг перед обществом, студентами и наукой; начальство в этом списке - на последнем месте. Вообще, отношение к начальству любого уровня у него чаще всего описывается формулой "кто умеет работать - работает, кто не умеет - руководит". "Сэнсэй" обычно думает о проблемах высшего образования в целом и оценивает все происходящее с ним лично в рамках этой широкой перспективы.
"Ландскнехту" не доставляет никакого внутреннего дискомфорта необходимость относиться к студентам как к клиентам, потребителям его услуг. Правда, при этом он прекрасно знает, что в российской системе его благополучие зависит не столько от "клиента", сколько от вузовской администрации. У "сэнсэя" та же ситуация вызывает бурный протест: "высшее образование - не сфера обслуживания!" К студентам он обычно относится с искренней любовью, но свысока, как к "младшим", которые должны быть счастливы возможности учиться у него.
Конечно, повторюсь, это - "идеальные типы". На практике встречается множество вариантов и подвариантов. Есть "ленивые ландскнехты", для которых вуз - это нечто вроде богадельни: не особо платят, но и на улицу пока не выгоняют. Есть "слабые сэнсэи", которые разделяют соответствующую систему ценностей, но не в силах перечить руководству. Есть "хамелеоны", которые (вполне, отмечу, искренне) рассуждают с позиций "сэнсэя", но при этом действуют как "ландскнехты". Есть "гибриды", которые не видят противоречия между двумя моделями (тем более что они, действительно, не являются полностью взаимоисключающими) и пытаются на практике сочетать оба подхода. И так далее.
И еще. Если кто не понял, я в данном случае не противопоставляю "плохую" модель "хорошей" и вообще не даю им никакой качественной оценки. Для меня, как для историка, ландскнехт - это именно ландскнехт, термин вполне себе нейтральный. В грамотно выстроенной системе с вменяемым руководством от "ландскнехта" может быть большая польза, в то время как "сэнсэй" может оказаться "подвижником" в худшем смысле слова - городским сумасшедшим, который пытается осчастливить студентов тем, что им совершенно не нужно. И такие примеры у меня есть перед глазами. Хотя лично мне модель "сэнсэя", безусловно, ближе.