navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Преподаватель и ложка дегтя

Как-то раз - дело было много лет назад - я принимал очередную пересдачу по истории международных отношений. В аудитории сидели человек двадцать и ждали раздачи тестов. Я окинул их взглядом, посмотрел на их лица, в их глаза...

...и подумал: "Господи, зачем это все? Для чего я здесь работаю? Это же никому, совершенно никому не нужно!" В тот момент у меня опустились руки.

Я раздал тесты, еще раз оглядел аудиторию - и тут же понял, насколько я неправ.

Те, кому что-то нужно, у кого в глазах горит огонек, кто хочет и может учиться, те, для кого я работаю - их здесь нет и не может быть. Они сдали экзамен с первого раза. А здесь - всего лишь двадцать человек из двухсот, которые учатся на втором курсе. Десять процентов.

У многих молодых преподавателей в какой-то момент возникает то, что я называю эффектом "ложки дегтя". Негативные эмоции, полученные в общении с отдельными студентами или небольшими группами студентов, они начинают неосознанно переносить на своих студентов в целом. Здесь работает та самая "гомогенизация групп", о которой я уже писал. Итогом может стать разочарование в своей работе в принципе.

Впрочем, почему только у молодых? Недавно коллега вполне себе среднего возраста, узнав о некорректном поступке одного студента, патетически воскликнула: "Как нам теперь после этого входить в аудиторию?!" Отмечу, что "герой" той истории у нее даже не учился; просто сама мысль о том, что кто-то из числа студентов может повести себя некрасиво по отношению к преподавателю, внушала ей страх.

Возможно, мне очень повезло, но от подавляющего большинства своих студентов я получаю только положительные эмоции. Да, даже один обучающийся может серьезно потрепать нервы. Да, приходится совершать массу лишних телодвижений, чтобы застраховаться от возможных жалоб со стороны "двоечников", которые, провалившись на экзамене, внезапно начинают обнаруживать в работе преподавателя множество недостатков. Но это, в конечном счете, неизбежно, к этому нужно просто привыкнуть.

Преподавателю - особенно молодому преподавателю - в этой ситуации необходимо четко понимать, что его аудитория - это, в первую очередь, те, кто может и хочет учиться. А ложка дегтя - она будет всегда, и она отнюдь не растворяется в бочке меда, а остается плавать на поверхности.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Историк, блог и плагиат

    Многие мои читатели могут подумать, что я пишу по горячим следам нашумевшей истории с одним романом. Нет, ничего подобного. Этот роман меня…

  • Три головы историка

    Ровно 150 лет назад, 18 января 1871 года, в Версальском дворце прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским императором. Об…

  • Архивная география, или когда Берлин ближе Москвы

    В одном из комментариев к моим размышлениям, чем бы мне таким заняться после окончания проекта "Россия глазами Бисмарка", мне задали вопрос, почему я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments