navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Занятие в музее

Недавняя история с неудачным визитом преподавателей истфака МГУ в Третьяковку широко обсуждается в профессиональных кругах. Между тем, проблема возникла далеко не вчера и до сих пор не нашла удовлетворительного решения.

Помню, еще лет десять назад я повел группу приехавших в на мой факультет на стажировку немецких студентов в Государственный музей политической истории России. Где-то на середине экскурсии (или занятия - кому как угодно) ко мне подошли и попросили прекратить. Я показал университетское удостоверение, объяснил, что это мои студенты, и обещал больше так не делать, если мне позволят закончить начатое. Мне позволили. Больше я в ГМПИР не ходил, тем более что этот музей мне не очень нравится. И вообще с тех пор я водил экскурсии либо там, где у меня была формальная или неформальная договоренность с сотрудниками музея, либо под открытым небом, где некому было сделать мне замечание.

Музеи в данной ситуации можно понять. Им нужно зарабатывать деньги, в том числе за счет экскурсий. Конечно, было бы здорово, если бы музейные экскурсоводы выигрывали конкуренцию за счет качества, а не административных ограничений. А это качество, скажем прямо, не всегда бывает на высоте. Но сам по себе запрет на "несогласованные" экскурсии не является абсолютным злом; вопрос в том, как он применяется на практике.

И вот здесь начинаются проблемы. Потому что визуально отличить небольшую частную экскурсию от группы друзей, один из которых знает больше других, конечно, можно. Но вот формализовать это отличие довольно трудно. "Мы приехали из Калуги, нам наша местная родственница показывает Третьяковку" - и черта с два ты что-нибудь докажешь.

В этой ситуации, на мой взгляд, руководству музеев (я говорю о государственных музеях) нужно вспомнить о том, что их заведения все-таки не являются коммерческими конторами. Что их основная функция - наряду с сохранением культурного наследия - просветительская. И поэтому все сомнения следует трактовать в пользу посетителей. К группам меньше десяти человек, например, вообще не имеет смысла цепляться без крайне весомых на то оснований.

Теперь по поводу занятий. Очевидно, что государственный музей должен не просто не мешать, а всячески способствовать проведению в своих стенах занятий для студентов государственного вуза. В идеале даже вход для участников мероприятия в этом случае должен быть бесплатным. Но для этого, конечно, необходимо налаженное взаимодействие между музеями и вузами с четкими, желательно едиными для всех правилами игры. Так, чтобы я за неделю до занятия мог зайти в деканат, оставить лаборанту заявку, на следующий день получить подтверждение и в назначенный день и час спокойно прийти в музей. Без лишней беготни и бюрократии.

И качество экскурсий, конечно, во многих музеях тоже желательно подтянуть.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →