navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Синдром преподавателя

Шли мы недавно с коллегой по улице. Вдруг какой-то прохожий обратился к нам с вопросом. По ответу коллеги я понял, что у него та же профессиональная деформация, что и у меня. Про себя я называю ее "синдромом преподавателя". Обсудили, посмеялись.

Что такое "синдром преподавателя"? Это когда в ответ на простейший вопрос ты не просто даешь ответ, а еще и объясняешь, как его в следующий раз найти самостоятельно. Используя распространенную метафору, у тебя просят рыбу, а ты вдобавок даешь еще и удочку.

Например, на станции метро к преподавателю подходят и спрашивают:
- Вы не подскажете, сколько времени?
- Вот посмотрите, в начале каждой станции висят большие электронные часы. Они очень точные. Сейчас десять минут первого.

Или, например, в гипермаркете:
- Вы не подскажете, где здесь продается уголь для шашлыков?
- Идете по центральному проходу почти до самого конца и увидите его по левой стороне. В принципе, сверху висят названия отделов, по ним удобно ориентироваться. Уголь - в "Товарах для отдыха".

Такое происходит, если преподаватель знает ответ на вопрос. А если нет? Тут тоже все не так просто. Жертва "синдрома преподавателя" никогда не ответит просто "не знаю", а объяснит, как лучше добыть желаемую информацию.

- Молодой человек, Вы не подскажете, как мне найти дом восемь по Луговой улице?
- Честно говоря, без понятия. Но если Вы снова зайдете в вестибюль станции метро, из которого только что вышли, то найдете там подробную карту ближайших окрестностей.

В крайнем случае преподаватель сформулирует некую гипотезу и предложит собеседнику самостоятельно оценить ее убедительность.

- Вы случайно не знаете, сорок второй автобус скоро будет?
- Не знаю, я жду сорок первого. Но на табличке указано, что интервал сорок второго - восемь минут. Я стою тут уже десять, и за это время сорок второй не проходил. Поэтому думаю, что скоро.

Вылечиться от "синдрома преподавателя", наверное, невозможно. Это, повторюсь, такая профессиональная деформация, с которой уже ничего не поделать. Вместо того, чтобы просто ответить на вопрос, начинаешь обучать людей чему-то. Просто на автомате. Зато - точно так же, на автомате - стараешься адаптировать информацию для собеседника, излагаешь все просто, четко и максимально понятно.

- Молодой человек, как мне дойти до железнодорожной станции? Я уже полчаса плутаю, мне одна дама сказала: сначала налево, потом направо, потом еще два раза налево... Я уже запуталась в этих налево-направо!
- Все просто: идите по этой асфальтовой дорожке. Она будет петлять, поворачивать, но главное правило - никуда не сходите с асфальта. Идете, пока слева не появится красный кирпичный двухэтажный дом. Он там один, не перепутаете. Проходите мимо дома и сразу после него поворачиваете на тропинку налево. Тропинка выводит прямо к платформе.

UPD. Хуже всего приходится членам семьи преподавателя. В ответ на их вопросы часто включается программа "обучение через постановку встречных наводящих вопросов и стимулирование самостоятельного мышления обучающегося".
Tags: преподавание
Subscribe

  • Пропаганда и потребности

    Часто вижу тезис: «Пропаганда говорит только то, что люди и так хотят слышать». Так ли это? И да, и нет. Давайте разберемся. Начнем с того, что у…

  • Спускаясь с пирамиды

    Такое явление, как зависимость от однажды избранного пути (path dependency) хорошо известно и возникает в совершенно разных сферах. Часто, вступив на…

  • Шаг за шагом

    «Почему евреи позволяли нацистам себя уничтожать?» Вопрос настолько избитый, что в приличном обществе считается неуместным его задавать. И все же:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Пропаганда и потребности

    Часто вижу тезис: «Пропаганда говорит только то, что люди и так хотят слышать». Так ли это? И да, и нет. Давайте разберемся. Начнем с того, что у…

  • Спускаясь с пирамиды

    Такое явление, как зависимость от однажды избранного пути (path dependency) хорошо известно и возникает в совершенно разных сферах. Часто, вступив на…

  • Шаг за шагом

    «Почему евреи позволяли нацистам себя уничтожать?» Вопрос настолько избитый, что в приличном обществе считается неуместным его задавать. И все же:…