navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Типология научных руководителей

Настал сентябрь - время, когда студенты выбирают себе научных руководителей. На самом деле, это очень ответственный момент, от которого может зависеть многое в Вашей дальнейшей судьбе, если Вы решите работать по специальности. Я уже не раз писал на эту тему - например, здесь и здесь - и добавить к написанному мне особо нечего. Вместо этого я хотел бы поговорить о том, какие бывают научные руководители. На основании своих многолетних наблюдений с позиции студента, аспиранта, а затем и преподавателя могу сказать, что они довольно четко делятся на несколько типов.

1. Индифферентный. Научное руководство с его стороны - скорее формальность, потому что реально он студентом не занимается. Во многих случаях даже не читает принесенную ему готовую работу. Таких, к сожалению, много. Распространенный подтип - "добренький", который вполне искренне хорошо относится к своему подопечному, ставит ему только отличные оценки и всячески пытается облегчить жизнь, но при этом совершенно ничему не учит. Еще один подтип - "тщеславный" - обычно пожилой профессор, который набирает себе столько подопечных, что физически не в состоянии ими руководить, однако к другим преподавателям не отправляет, считая число студентов показателем своего статуса.

2. "Наседка". Относится к подопечным как к "птенцам", о которых нужно заботиться. При этом основные силы и внимание уделяет самым слабым и отстающим. К более сильным студентам, способным самостоятельно выдать приличную работу, относится по принципу "ученого учить - только портить".

3. Требовательный. Практически противоположный вариант. Предъявляет ко всем студентам высокие, жесткие требования. Слабые у него не выживают и быстро уходят к другим. Искренне убежден в том, что смысл жизни студента - в том, чтобы умереть, но написать отличную курсовую. Очень недоволен, когда сам студент придерживается другого мнения. Распространенный подтип - "разборчивый" - берет себе только сильных студентов и только в очень ограниченном количестве.

4. "Зеркало". Уделяет студенту внимание в зависимости от мотивации и способностей самого студента. Если видит, что его подопечному действительно хочется развиваться, готов сделать для него очень многое. Если же "зеркало" полагает, что студенту все это особо не нужно, то быстро теряет к нему интерес и ограничивается необходимым минимумом (хотя при этом никогда не опускается на уровень "индифферентного").

5. Совестливый. Берется за научное руководство в любом случае. При этом старается уделять всем внимание примерно поровну. Если подопечных становится много, буквально разрывается между ними, искренне считая своим долгом качественно руководить каждым. Получается это не всегда - ведь его ресурсы, в конечном счете, ограничены.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Об аккредитации вузов

    Каждый, кто сталкивался с государственной аккредитацией вузов, знает, насколько это сложная и ответственная процедура. Экспертам нужно предоставить…

  • Высшее образование и производственный брак

    Просто игра ума, ничего серьезного. Когда падает самолет, эксплуатацию всех самолетов подобного типа часто приостанавливают до выяснения причин.…

  • Немного о жертвах

    Это могло бы стать прекрасной первоапрельской шуткой. Но, к сожалению, это всерьез. "Финансовый университет выступает со следующей инициативой:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 51 comments

  • Об аккредитации вузов

    Каждый, кто сталкивался с государственной аккредитацией вузов, знает, насколько это сложная и ответственная процедура. Экспертам нужно предоставить…

  • Высшее образование и производственный брак

    Просто игра ума, ничего серьезного. Когда падает самолет, эксплуатацию всех самолетов подобного типа часто приостанавливают до выяснения причин.…

  • Немного о жертвах

    Это могло бы стать прекрасной первоапрельской шуткой. Но, к сожалению, это всерьез. "Финансовый университет выступает со следующей инициативой:…