navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

История и мораль

В комментариях к моей предыдущей записи зашел разговор о том, имеет ли смысл оценивать действия правителя минувших лет с морально-этических позиций. Особенно если года минули уже давно, а морально-этические стандарты современные.

Честно говоря, я сам очень не люблю морализаторства в исторических трудах. Когда тщательное беспристрастное изучение, анализ причинно-следственных связей подменяются оценочными суждениями и эмоциональными характеристиками, к науке это уже ровным счетом никакого отношения не имеет. Задача ученого-историка - изучать прошлое, а не расставлять на нем штампы. Тем более что оценивать действия какого-нибудь античного правителя с позиций современных представлений о границах морально допустимого, действительно, бывает довольно глупо.

И тем не менее, тут есть один важный момент.

Изучение истории необходимо не в последнюю очередь для извлечения из прошлого некого опыта, актуального для нашего сегодняшнего и завтрашнего дня. Анализ исторического процесса может, к примеру, выявить закономерность типа "в ситуации А действия В с высокой степенью вероятности приводят к результату С". И дальше естественным образом возникает вопрос - является ли этот самый "результат С" приемлемым для нас сегодняшних? Или, если нам как раз и нужен "результат С", - насколько приемлемыми являются сами "действия В", особенно с учетом их побочных эффектов? Приемлемыми, в том числе, и с морально-этической точки зрения.

Вопрос этот, конечно, не к профессиональным историкам. Хотя и к ним тоже - в той же степени, что и ко всем гражданам. И необходимость (именно необходимость!) отвечать на него неизбежно ведет к определенной морально-этической оценке действий давно умерших людей.

И да, как я уже писал не раз, абсолютно объективным и беспристрастным историк быть не может. Исследователь тоже является продуктом своей эпохи, со своим мировоззрением, своими представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо" (с). Максимум того, что можно от него требовать - стремления к объективности, осознания и учета собственных априорных установок. Исследователь, безусловно, может давать собственные моральные оценки людям прошлого и их действиям; однако он не имеет права делать это в ущерб своей основной задаче, о которой сказано выше.
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 83 comments