navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Research design

Бывает так: студент выбрал хорошую тему, грамотно сформулировал цель и задачи, перелопатил кучу литературы, собрал материал, изучил его... а в итоге выясняется, что получилось что-то не то. Написано вроде много, но не по делу. Или данные не подкрепляют конечный вывод, который повисает в воздухе. Или вывод вроде сделан, но с исследовательским вопросом не стыкуется.

Короче говоря, работа проделана большая, а каменный цветок отчего-то не выходит.

Да, такое бывает. И чаще, чем хотелось бы. И не только у студентов. Я такое не раз и не два видел и у аспирантов, и у носителей ученых степеней. Но сейчас речь пойдет именно о студентах. Их ведь еще можно чему-то научить.

Итак, хорошо, если проблемы выявляются на стадии outline, а не готовой курсовой. Хорошо, но поздновато. Поэтому важно в самом начале работы - после определения цели и задач - расписать процесс будущего исследования. Создать то, что называется research design или, по-нашему, проект исследования.

Конечно, для того, чтобы написать подобный текст, необходимо хорошо представлять себе сам процесс исследовательской работы. Поэтому на первом курсе требовать этого от студентов рано - им бы просто понять, что к чему и чего от них тут вообще хотят эти странные люди. На втором, наверное, тоже рановато (хотя тут все индивидуально). А вот начиная с третьего, когда студент уже имеет за плечами опыт двух написанных курсовых работ, - в самый раз.

Что такое проект исследования? Это - небольшой по объему документ (2-3 страницы), в котором Вы сжато, в свободной форме рассказываете, как Вы планируете найти ответ на исследовательский вопрос (достичь цели Вашего исследования). Он обязательно должен включать в себя ответ на следующие вопросы:
- Какие материалы Вы планируете использовать? Почему Вы считаете эту базу достаточной для достижения поставленной цели?
- Как Вы будете работать с этими материалами? Каким путем собираетесь двигаться к своей цели? Ответы в стиле "я собираюсь проанализировать документы..." не засчитываются. Анализировать можно по-разному. Что конкретно Вы будете делать?
- Какого рода выводы Вы сможете сформулировать в результате обработки материалов?

Собственно, уже сам процесс написания этого текста заставит задуматься над тем, как выстроить свою дальнейшую работу, какие материалы нужно привлечь, что действительно необходимо, а что будет лишним. Когда процесс будет завершен, надо еще раз критическим взглядом посмотреть на написанное. Насколько логично и убедительно выглядит получившийся результат? Нет ли разрывов и явных прорех? Потом, естественно, обсудить проект исследования с научным руководителем.
Tags: преподавание
Subscribe

  • О плохих и хороших переводах

    В комментариях к моему предыдущему посту разгорелась дискуссия о том, допустимо ли делать "плохие" переводы. При этом большинством участников как-то…

  • Уважение к чужому мнению

    В последнее время мне довелось быть свидетелем нескольких дискуссий, в ходе которых участники не раз обращались друг к другу с призывом "уважать…

  • Курс по критическому мышлению - привет из прошлого

    Я, кажется, довольно редко хвастаюсь - ну, по крайней мере, по сравнению с многими из тех, кого наблюдаю в своей ленте Фейсбука. Но сегодня меня,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

  • О плохих и хороших переводах

    В комментариях к моему предыдущему посту разгорелась дискуссия о том, допустимо ли делать "плохие" переводы. При этом большинством участников как-то…

  • Уважение к чужому мнению

    В последнее время мне довелось быть свидетелем нескольких дискуссий, в ходе которых участники не раз обращались друг к другу с призывом "уважать…

  • Курс по критическому мышлению - привет из прошлого

    Я, кажется, довольно редко хвастаюсь - ну, по крайней мере, по сравнению с многими из тех, кого наблюдаю в своей ленте Фейсбука. Но сегодня меня,…