navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Учебное порно

В связи с известными событиями в ВШЭ вновь вспыхнула дискуссия о замене преподавателя видеокурсами. В принципе, я уже писал на эту тему. Чтобы не повторяться, напишу короче и грубее.

Видеокурсы и прочие технические средства могут быть прекрасной альтернативой учебнику. Заменить живого преподавателя они могут примерно в той же степени, в которой порнофильм может быть заменой секса. То есть да, если партнера нет и не предвидится, это вариант. Не более того.

Видеокурсы как замена преподавателя - это сугубо вынужденное решение из серии "лучше, чем ничего". Вы хотите принять участие в авторском спецкурсе, но возможности присутствовать лично у Вас нет. Да, лучше посмотреть на видео, чем вообще никак. Вы хотите послушать гарвардского профессора, но ни Гарвард, ни даже более или менее приличный российский университет Вам не светит. Да, можно залезть на Курсеру и насладиться. Не более того.

Там, где контакт с живым преподавателем возможен, заменять его на видеокурс - очень плохое решение. Даже если курс записало светило, а преподаватель довольно средненький.

Потому что в обучении огромную роль играет диалог. Адаптация преподавателя к аудитории. Вопросы и ответы. Дискуссии и обсуждения. Проверка заданий, наконец. Да, машина может проверить задание элементарного уровня - например, правильно ли решена математическая задачка. Продвинутая машина может, наверное, даже найти и показать ошибку в вычислениях. Но машина не может выяснить, почему сделана эта ошибка, и объяснить конкретному ученику так, чтобы он, наконец, понял, как надо.

Вопреки распространенным представлениям, в вузе практически не осталось таких занятий, которые подразумевали бы чистый монолог преподавателя. Разве что пресловутые поточные лекции - но даже они позволяют отслеживать реакцию аудитории и соответствующим образом на ходу модифицировать выступление. Кроме того, студенты после лекции могут задавать вопросы - а попробуйте, спросите о чем-нибудь лицо на экране. Но такие поточные лекции - не более 10% занятий в бакалавриате и практически полностью отсутствуют в магистратуре. Лекции в небольших (20-25 человек) группах уже проходят по большей части в диалоговом режиме. Про семинары и коллоквиумы даже говорить нет смысла.

И это - высшая школа, что уж говорить о средней? Здесь идея замены учителя на "говорящую голову" и вовсе может быть охарактеризована только старым добрым термином "вредительство". По вполне, думаю, очевидным причинам.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Историк, блог и плагиат

    Многие мои читатели могут подумать, что я пишу по горячим следам нашумевшей истории с одним романом. Нет, ничего подобного. Этот роман меня…

  • Три головы историка

    Ровно 150 лет назад, 18 января 1871 года, в Версальском дворце прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским императором. Об…

  • Архивная география, или когда Берлин ближе Москвы

    В одном из комментариев к моим размышлениям, чем бы мне таким заняться после окончания проекта "Россия глазами Бисмарка", мне задали вопрос, почему я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 160 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Историк, блог и плагиат

    Многие мои читатели могут подумать, что я пишу по горячим следам нашумевшей истории с одним романом. Нет, ничего подобного. Этот роман меня…

  • Три головы историка

    Ровно 150 лет назад, 18 января 1871 года, в Версальском дворце прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским императором. Об…

  • Архивная география, или когда Берлин ближе Москвы

    В одном из комментариев к моим размышлениям, чем бы мне таким заняться после окончания проекта "Россия глазами Бисмарка", мне задали вопрос, почему я…