navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

"Вы все просто боитесь, что вас уволят"

Негативное отношение преподавателей к идее заменить "живые" занятия видеокурсами часто объясняют тем, что эти самые преподаватели попросту боятся остаться без работы.

И знаете что я по этому поводу скажу?

Таки да! Да, да и еще раз да! Вот удивительно-то, а? Человек без энтузиазма воспринимает предстоящую потерю рабочего места! Ведь нормальная реакция в такой ситуации - радоваться и ликовать: как хорошо, меня наконец-то уволят! Вы бы в этом случае так и реагировали, не правда ли?

И не надо демагогии на тему "уволят только неэффективных". Как у нас измеряется эффективность работников высшей школы (и не только), мы все прекрасно знаем. К преподаванию она ни малейшего отношения не имеет. От слова "вообще".

Но ведь проблема-то не в этом.

Развитие технологий время от времени упраздняет не только рабочие места, но и целые профессии, и это нормально. Ушли в прошлое барышни-телефонистки и наборщики в типографиях. Им, наверное, тоже было нелегко расставаться со своей профессией. Но действовал принцип "технологии позволяют выполнить ту же работу без участия человека и сократить расходы, давайте же заменим человека машиной".

Проблема в том, что в случае с видеокурсами действует совершенно иной принцип. "Нам надо сократить расходы, давайте уменьшим число работников, а взамен придумаем какой-нибудь эрзац". Ну, как желудёвый напиток вместо кофе, когда настоящий кофе слишком дорог или дефицитен. Только вот никому не приходит в голову при этом говорить: "Появились замечательные желуди, и теперь этот дорогой кофе нам не нужен!" Все сознают, что это эрзац. Наверное, потому, что его не подают под соусом "современных информационных технологий".

Как я уже писал, видеокурсы - это, по сути, новое поколение учебников. И в таком качестве их можно только приветствовать. Сделать новые, мультимедийные учебники с применением современных технологий - хорошая, правильная задача. Преимущества у учебника и видеокурса одни и те же: автором может быть уникальный специалист, работать с материалом можно где угодно и когда угодно, а также в каком угодно темпе. Учебник можно листать, лежа на диване, можно три раза медленно перечитывать одну и ту же страницу...

...однако никто и никогда не говорил, что учебник может полностью заменить учителя.

Хотя, казалось бы, какая блестящая идея, какая экономия - просто раздать людям учебники, а потом принять экзамены. Именно по такому принципу строилось заочное обучение. Только почему-то оно всегда и повсюду считалось эрзацем, вынужденной мерой, неизбежным злом в ситуации, когда очное обучение по какой-либо причине недоступно. Более того, его качество всегда вызывало сомнения. Еще не так давно топовые вузы гордо отчитывались о том, что они ликвидировали у себя заочников как класс и теперь их диплом - это настоящий знак качества!

А теперь происходит, по сути, возврат к той же самой заочной модели, слегка приправленный пресловутыми "новыми технологиями". Эффективность которых сравнительно с "живым" обучением не доказана - доказана только дешевизна, ради которой, собственно, все и затевается. Нам пытаются внушить, что видеокурсы, в отличие от учебника, способны заменить живого преподавателя; однако как именно достигается этот чудодейственный эффект, никто внятно и убедительно объяснить не в состоянии. Видимо, нужно просто верить в волшебство информационных технологий - сredo quia absurdum.

К каким последствием приведет замена образовательного процесса эрзацем, думаю, объяснять не надо. Так что речь идет не о том, чтобы пожалеть бедных безработных профессоров и доцентов. Нас жалеть не нужно, мы уж как-нибудь выплывем. Пожалейте своих детей - если, конечно, в отличие от многих идеологов "образовательных реформ", Вы собираетесь растить их в этой стране.
Tags: высшее образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 320 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
а вот поддержу. все правильно написали.
Вот только изначальный посыл неверный и вводящий в заблуждение.

Есть учебники, а есть электронные учебники.
Есть лекции, а есть бумажные, аудио- и видеолекции.

Есть типографии что издают и будут издавать прекрасные творения за которые не жалко будет отдать накопленное и за полгода. На прекрасную периодику подписываются в электронном виде даже больше чем когда-то на ее бумажную версию. Остальное - писк выдавателей на гора макулатуры на туалетной бумаге. С видеолекциям аналогично. Прекрасные лекторы без работы не останутся. Более того, расширят свою аудиторию и станут во многократ востребованее.

al_lex_ey

4 months ago

vopros_veka

4 months ago

a_luganskiy

4 months ago

al_lex_ey

4 months ago

Всё верно, при работе с аудиторией необходимо поймать внимание, чувствовать когда эффект улетучился, чтобы снова повторить фокус. Понять уровень аудитории, чтобы дать им информацию в доступной форме, пояснить понятными примерами. Без этого дело не пойдёт. Так что видео не замена преподавателя ни в коем разе.
Люди разные. Под темп всех подстроиться невозможно.

А видео можно не только остановить в нужном месте, чтобы посмотреть дополнительную информацию, но и увеличить скорость в полтора раза, чтобы бубнящий мямля превратился во что-то не усыпляющее.

m_pavluchenko

4 months ago

vit_r

4 months ago

rudinandrey

4 months ago

Иван Петров

4 months ago

rudinandrey

4 months ago

Проблема видеокурсов в том, что методически они зачастую строятся абсолютно некорректно.
Нельзя тупо записать полуторачасовую лекцию, выложить ее для студентов и думать, что она заменит живого преподавателя. Просто потому, что порции внимания у человека -- вовсе не по 45 минут. На самом деле видеокурсы могут быть эффективны, если:
- видеоотрывки не длиннее 10 минут;
- каждый видеоотрывок формулирует некоторую законченную мысль;
- видео не представляет собой самодовольную рожу преподавателя, размахивающего руками перед камерой, а в основном содержит его закадровый голос, сопровождаемый развитым иллюстративным материалом;
- видео -- только часть дистанционного курса и сопровождается текстовым материалом, инфографикой и -- обязательно! -- заданиями (упражнениями) для самостоятельной работы (с возможностью проверки, причем только в небольшой доле случаев реально можно обойтись тестами с выбором правильного варианта из предложенных и автоматической проверкой без участия преподавателя.

Я несколько раз разрабатывал дистанционные курсы и хорошо помню трудности, с которыми приходилось сталкиваться при этом.
Кстати, мне сильно не хватало именно возможности вставить видео -- это было ограничение по техническим причинам.
Практически так устроено большинство (хороших) курсов на английском. Единственная нерешённая проблема - перекрёстная проверка сложных заданий, когда одни учащиеся оценивают результаты других.

Тесты с правильным вариантом ответа в большинстве случаев достаточны для самопроверки качества запоминания.

То есть, проблема в основном в замене не лекций, а в семинаров.

denval76

4 months ago

Главное, что этот аргумент действует! Никто из преподавателей не написал: Я против видеолекций, потому что это ущемляет мои интересы и нарушает мои права (скажем для простоты, авторские). Все (и вы) ищут контраргументы в низком качестве и других общечеловеческих ценностях.

Это, вообще, особенность современных русских интеллигентов. Вот, скажи ему: слушай, старик, а убей-ка себя об стену! вот смотри, ведь ВСЕМ ОТ ЭТОГО БУДЕТ ТОЛЬКО ЛУЧШЕ. И интеллигент немедленно начнет искать какие-то общесоциальные оправдания, чтоб не убиваться об стену. Будет спрашивать, ну как же без меня моя такая важная работа? Вам же самим меня некем будет заменить! Да, сейчас всем, возможно, будет лучше, но подумайте о перспективе? Человек всерьез будет обдумывать это предложение. В обществе начнется дискуссия, временами острая.

И почему бы, в таком случае, время от времени не требовать от таких людей убить себя об стену? Это же работает!
+
У певцов и авторов песен пожизненное роялти на их труд)

neir0mancer

4 months ago

А теперь происходит, по сути, возврат к той же самой заочной модели, слегка приправленный пресловутыми "новыми технологиями". Эффективность которых сравнительно с "живым" обучением не доказана - доказана только дешевизна, ради которой, собственно, все и затевается. -тут скорее другое, не доказана эффективность очного обучения, при жизненном факте, что абсолютное большинство работает не по специальности. А замерить эффективность сложно-надо рассматривать на большом временном промежутке и сразу принять за данность, что небольшой процент состоявшихся спецов по специальности-норма и даже хорошо(это вам не советское распределение), а на такое пойти трудно.
"абсолютное большинство работает не по специальности" -- это следствие несоответствия между спросом на рынке труда и числом "учащихся" по специальностям.

_

4 months ago

a_konst

4 months ago

_

4 months ago

Очень ясным и понятным языком изложили, полностью согласен.
Про одесского учителя физики в курсе?
А что случилось с одесским учителем физики?

За заочников внезапно стали меньше платить (в 5 раз меньше чем за очников кажется) и это стало сильно не выгодно вузам,
вопросы качества руководство не сильно волнует.

За онлайн платят столько же сколько за очное и это значит, что начальство его радостно внедрит.

Вся нынешняя история с онлайн образованием - типичная инновация. Это такой вид мошенничества описанный Г.Х. Андерсеном.
Но в сказке немного преувеличено, при инновации голым будет не король а все остальные.

И особенно весело будет через несколько лет: остатки преподавателей сменят работу, некому будет клепать онлайн курсы на русском и вузы превратятся в аудитории где просто показывают Ютуб с субтитрами.
"За заочников внезапно стали меньше платить (в 5 раз меньше чем за очников кажется) и это стало сильно не выгодно вузам"
А точно не выгодно? Часов тоже раз в 5 меньше) Плюс у заочников не всегда профессора лекции читают,, семинары преподаватели без звания могут вести. Есть много способов привести систему в баланс)

andry_cosmos

October 29 2018, 11:37:39 UTC 4 months ago Edited:  October 29 2018, 11:53:33 UTC

Я совсем не в восторге от политики нашей партии в области высшего образования.
Однако, замечу, что видеолекции взамен настоящих лекций таки могут иметь смысл.
Я учился вроде как в топовом вузе, однако я бы не сказал, что все лекции читались там не высоком уровне.
"Обратная связь" в том смысле, что лектор реагирует на то, как там усваивают материал в аудитории - тоже далекто не всегда присутствовала.
Многие весьма достойные деятели наук не очень-то хорошо умеют читать лекции.
Я это к тому, что если видеолекцию сделать достаточно качественно (что в состоянии сделать только самые лучшие лекторы), то во многих случаях она сможет успешно заменить лекцию "вживую".
Возможность вернуться при необходимости к уже услышанному или даже просто сделать паузу для осмысления также очень полезна.
Конспектирование лекций, на мой взгляд, зачастую мешает усваивать материал.
Помню первую лекцию по одной достаточно сложной математической дисциплине.
Лектор вышел к доске и довольно-таки быстро стал писать на доске математические выкладки, я старался не отстать с конспектированием, но на понимание уже не оставалось времени.
Если же речь идет о семинарах с относительно небольшим числом слушателей, то на них "человеческий" фактор действительно очень важен.

Возможность вернуться при необходимости к уже услышанному или даже просто сделать паузу для осмысления также очень полезна. - и это, опять же, дает любой учебник.

Я учился вроде как в топовом вузе, однако я бы не сказал, что все лекции читались там не высоком уровне - безусловно. Но это не оправдывает поиск ключей там, где светло, а не там, где потеряли.

andry_cosmos

4 months ago

navlasov

4 months ago

andry_cosmos

4 months ago

veremeenko_alex

4 months ago

andry_cosmos

4 months ago

veremeenko_alex

4 months ago

andry_cosmos

4 months ago

veremeenko_alex

4 months ago

thawing_wind

4 months ago

andry_cosmos

4 months ago

=однако как именно достигается этот чудодейственный эффект, никто внятно и убедительно объяснить не в состоянии.=

Понятно как. Сейчас выросло поколение детей, которые не способны понимать смысл прочитанного.
(поищите в ютубе "Людьмила Явсюкова", она это подробно объясняет).

Так что для основной массы учащихся учебники полностью бесполезны, а вот видео курсы еще нет. Вот и чудо эффект - любое число бесконечно больше чем ноль.
Кажется, вам стоило бы перечитать пост:)

alexartukov

4 months ago

needoutsidepers

4 months ago

et0neja

4 months ago

Главная проблема в другом: у нашего преподавательского сообщества, как и у научного, полностью атрофировался собственный иммунитет - способность к сопротивлению как внешним, так и внутренним угрозам. Среди ППС, как и научных сотрудников, действительно слишком высок процент тех, кто привык делать всякое говно и ничего больше не умеет. Когда я учился, примерно 1/3 лекторов приходили и просто начинали бредить, как больные шизофазией. Если заменить их на видео, все бы только выиграли. И это ещё был один из лучших университетов страны! С другой стороны - вас не устраивает безумная политика руководства и предлагаемые вам условия? Ну устройте забастовку! - почему нет?
Забастовка преподавателей - полностью бесполезное мероприятие. Это же не сантехники, последствия забастовки будет заметны слишком поздно.

= Если заменить их на видео, все бы только выиграли=
Ну вы же понимаете, что другие 2/3 лекторов будут заменены на видео на котором кто-то бредит. И студенты даже не смогут ему этого сказать.

zzloy_dikobrazz

4 months ago

aafin

4 months ago

a_luganskiy

4 months ago

aafin

4 months ago

geralt

4 months ago

stabrk

4 months ago

zzloy_dikobrazz

4 months ago

stabrk

4 months ago

В рамках планомерного обыдливания людей хорошие учебники и хорошие учителя исключены.
Как-то я не очень против этих видеокурсов, ибо все равно по ходу лекций мы вопросы не задавали. Да и после тоже.
А здесь можно и пару раз прослушать, если что.
Доцентов жалко. Но далеко не всех.
Хороший лектор попросит вас не перебивать со своими "вопросами", потому что ему нужно много материала рассказать и нет времени на пустопорожние разговоры о том, как один из сорока человек чего-то там не расслышал.

korolev_dweller

4 months ago

stabrk

4 months ago

Deleted comment

a_luganskiy

October 30 2018, 00:55:21 UTC 4 months ago Edited:  October 30 2018, 00:56:33 UTC

Скоро уже как 70 лет как в Австралии закончились дебаты вокруг тлетворной идеи "скул ов зе ейр".

Антиподы вначале тоже думали, что без ежедневного опиз...ания детей розгами и многочасового стояния в углу уровень школьного образования упадет.

Кстати, что это за диск такой и как на него можно записать урок?
...однако никто и никогда не говорил, что учебник может полностью заменить учителя.

Ну я скажу прямо сейчас.

В IT какой-нибудь новый язык программирования проще выучить по учебникам и видеолекциям, чем в "живом общении с преподавателем". Плюс технологии развиваются и надо быстро набирать нужные знания. То есть, человеку раз-два в год приходится проходить объём среднего университетского курса по предмету, по которому нет ни курсов, ни учебников.

Нам пытаются внушить, что видеокурсы, в отличие от учебника, способны заменить живого преподавателя; однако как именно достигается этот чудодейственный эффект, никто внятно и убедительно объяснить не в состоянии.

Видеокурсы вполне способны заменить среднего преподавателя, много лет читающего по бумажке одно и то же. Люди просто вступили в соревнование с роботами и пока что массированно проигрывают.
+

yaroslav_zh_k

4 months ago

vit_r

4 months ago

stabrk

4 months ago

vit_r

4 months ago

stabrk

4 months ago

vit_r

4 months ago

stabrk

4 months ago

vit_r

4 months ago

stabrk

4 months ago

vit_r

4 months ago

stabrk

4 months ago

vit_r

4 months ago

stabrk

4 months ago

geralt

4 months ago

stabrk

4 months ago

gorrah

4 months ago

vit_r

4 months ago

yaroslav_zh_k

4 months ago

vit_r

4 months ago

yaroslav_zh_k

4 months ago

vit_r

4 months ago

yaroslav_zh_k

4 months ago

vit_r

4 months ago

yaroslav_zh_k

4 months ago

vit_r

4 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →