navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Циклы планирования

Прошло ровно двенадцать месяцев с появления моей записи о том, как правильно составить годовой план (и зачем это вообще нужно). Сегодня мне хотелось бы снова вернуться к теме планирования и сделать одну важную поправку.

Планировать на год вперед - хороший вариант для многих, но не для всех. Может показаться парадоксальным, но к этим "не всем" отношусь и я сам, собственной персоной. Я окончательно понял это в прошлом году после того, как составленный в конце декабря план в очередной раз дал серьезную течь и потребовал капитального пересмотра к летнему отпуску. Именно тогда я понял, что проблема не в качестве изначального плана и не в том, что я плохо его выполняю. Проблема - в неправильно выбранном цикле планирования.

Для преподавателя - хоть школы, хоть вуза - естественным циклом является не календарный, а учебный год. Настоящий "водораздел" для нас - не Новый год, а летние каникулы. И планировать время с августа по июнь намного правильнее, чем с января по декабрь.

Однако и здесь есть одна проблема. Хотя преподавательская нагрузка составляется на год, но каждый месяц все равно появляется новая информация, которая оказывает существенное влияние на мою работу. Она не разрушает планы, но требует определенной их адаптации. Изменения накапливаются, и в какой-то момент становится ясно, что изначальный план требует уже весьма существенной корректировки. Этот момент наступает примерно через полгода, как раз к лету. Поэтому с текущего года я решил отказаться от годовых и перейти на полугодовые (семестровые) циклы планирования.

В целом "иерархия планов" у меня теперь выглядит так:
- Стратегия на 3-5 лет, которая содержит ключевые цели и основные проекты;
- Полугодовой план, который позволяет поместить эти цели и проекты в контекст реальной ситуации на ближайшие шесть месяцев.
- Планы на месяц, неделю и день - в соответствии с принципом "планирования сверху вниз".

Мораль сей истории такова: любая рекомендация, любой совет, любая методика должны быть адаптированы к конкретной ситуации. То, что подходит одному человеку, необязательно в точности подходит другому. А если методика или рекомендация почему-то не работает, стоит задуматься - возможно, ее надо просто немного изменить под конкретные условия?
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • Апрель. Пробуждение.

    Вот и настал апрель. Пробуждается природа... Какая, к черту, природа? Студенты пробуждаются. Студенты! Со своими курсовыми и выпускными работами.…

  • Год на дистанции

    Примерно в эти дни год назад в нашу жизнь вошло дистанционное преподавание. Помню как сейчас: в пятницу, 13-го мы до позднего вечера принимали…

  • Древнегреческие отмазки

    Контрольные работы... Сколько чудесных, захватывающих историй мне довелось выслушать благодаря им за свою преподавательскую карьеру! Историй о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments