navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Бюджетники и государство

"Бюджетники". Слово, которое в нашем обществе произносят одновременно с некой жалостью и пренебрежением. Бюджетник - это такое затюканное, бессловесное, полностью зависимое от государства существо. Бюджетник мало получает, но возмущается этим тихо - ведь на другую работу его никуда не возьмут, он нигде не нужен, и только потому и пошел на эту зарплату. Вообще, зарплата бюджетника - это нечто вроде пособия по социальной инвалидности, которое милостивое государство, сжалившись, платит убогим.

Я не говорю о том, что так думают все. Но именно этот образ широко распространен в нашем обществе, в средствах массовой информации, в разговорах на бытовом уровне. И что самое страшное - местами он соответствует действительности. А потом наше общество искренне - именно что искренне! - удивляется тому, что в школах работают учителя, которые скотчем заклеивают детям рот... Впрочем, я сейчас не об этом. Я о другом.

Если человек, работающий в государственном учреждении, начинает критиковать государственную политику, он часто слышит в ответ: "Как ты можешь кусать руку, которая тебя кормит? Государство тебя содержит, а ты еще и недоволен!" Причем нередко такие вещи вполне себе искренне говорят люди, которых в рабской зависимости от телевизора упрекнуть вроде бы сложно. Причина проста - то самое понимание "бюджетника" как иждивенца на шее у государства. Вот с этого и начнем.

"Бюджетник" - это не получатель пособия. Это человек, который работает. С разных сторон в сознание нашего общества внедряется сказочка о том, что работник должен быть по гроб жизни обязан работодателю, что именно работодатель создает рабочие места и тем самым оказывает всем огромную услугу. На самом деле, работник как минимум не менее значим, чем работодатель. Отношения между ними договорные: работодатель покупает рабочую силу, потому что нуждается в ней, а не из благотворительных соображений. Соответственно, никакой "благодарности" сверх обозначенного в договоре никто ни к кому испытывать не должен. И здесь совершенно неважно, является ли работодателем государство или частный предприниматель. Правила одни и те же: я работаю, мне за это платят.

Разница есть в другом важном отношении. Как бы ни хотелось этого некоторым, но государство - это не какая-то трансцендентная, богоданная, абсолютно автономная сущность. Государство - это механизм, который теоретически должен действовать в интересах общества и для этого и существует. На практике, как мы знаем, чаще всего речь идет об определенных группах внутри общества (господствующих классах); однако практика всеобщих выборов и всеобщей обязанности платить налоги подразумевает, что все общество, каждый из нас, "выбирает" и "нанимает" государство для выполнения определенных функций. У сотрудников государственных учреждений в силу этого возникает двоякая связь с государством: с одной стороны, они - наемные работники, с другой - "работодатели" государственного аппарата. В своей первой роли они не обязаны воздерживаться от чего бы то ни было, если это не прописано в их трудовом договоре. Во второй они имеют ярко выраженное право критиковать своего "работника".

На этом, собственно, можно было бы и остановиться. Однако порой в ход идет аргумент, призванный доказать, что работник в данном случае все-таки должен целовать стопы работодателю, то есть государству. Формулируется он примерно так: "Твоя работа не очень-то и нужна, ты должен быть благодарен, что государство вообще тебя наняло". Налицо то самое приравнивание зарплаты к социальному пособию.

Здесь возможны два варианта. Либо работа действительно не нужна, и тогда создание соответствующей ставки - это преступная растрата государственных средств, ставку нужно ликвидировать, а виновных наказать. Либо, раз ставка создана, она зачем-то все-таки нужна. Причем нужна работодателю. В конце концов, ни один школьный учитель не добивался создания под себя отдельной должности. Все они пришли на вакансии, открытые государством. Кто-то принял решение открыть школу, кто-то утвердил штатное расписание, и этим кем-то был явно не сам учитель. Как говорил старик Гегель, все действительное разумно.
Tags: жизнь
Subscribe

  • День победы - 1871

    Первые победы германской армии в августе 1870 года вызвали всплеск энтузиазма в немецких городах и селах. Праздничная иллюминация, колокольный звон,…

  • Падение на Родину, или долгий путь домой

    Война закончена, подписан мир. А что же дальше? По мановению волшебной палочки все возвращаются к обычной мирной жизни? Как бы не так! Для солдат и…

  • Как победить гидру?

    Стоит отрубить одну голову - на ее месте вырастают две. Именно так выглядела война с республиканскими армиями в глазах немецкого командования…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 132 comments

  • День победы - 1871

    Первые победы германской армии в августе 1870 года вызвали всплеск энтузиазма в немецких городах и селах. Праздничная иллюминация, колокольный звон,…

  • Падение на Родину, или долгий путь домой

    Война закончена, подписан мир. А что же дальше? По мановению волшебной палочки все возвращаются к обычной мирной жизни? Как бы не так! Для солдат и…

  • Как победить гидру?

    Стоит отрубить одну голову - на ее месте вырастают две. Именно так выглядела война с республиканскими армиями в глазах немецкого командования…