Тем не менее, сейчас, уже в роли научного руководителя, я каждую весну задумываюсь о том, как эту традицию пресечь. Потому что в последние две недели ни у студентов не хватает времени написать качественный текст, ни у меня - оперативно его проработать.
Может, так оно и надо? - скажет кто-нибудь. Может, в этом и есть великая сермяжная правда? Может, и не надо мучить студентов, если для них главное - получить зачет, а сама курсовая им, по большому счету, не нужна?
Во-первых, если она не нужна им, то мне она тем более не может быть нужна. А значит, весь смысл научного руководства как такового теряется. В этом случае я стараюсь как можно мягче расстаться с человеком к обоюдному удовольствию. У студента всегда есть возможность выбрать научного руководителя, у которого, скажем так, подход к руководству несколько отличается от моего. Если человек все-таки пришел ко мне, у меня есть основания по умолчанию предполагать, что ему все это надо и он настроен серьезно.
Во-вторых, в том-то и проблема, что даже студенты со вполне серьезным настроем попадают в ту же ловушку. Наверное, так устроена человеческая психика. Прокрастинация не щадит никого, даже прилежных и вроде бы мотивированных. Знаю по себе.
Что делать в этой ситуации? Наверное, есть только один путь - уже в начале учебного года совместно с каждым студентом составлять жесткий план-график, по которому он (или она) будет работать. С прицелом на то, чтобы закончить работу примерно за месяц до официального срока сдачи (необходимый резерв времени). Понимаю, что идеальным решением проблемы это не станет - побороть прокрастинацию каждого отдельно взятого студента я не могу, да и не хочу - но в целом должно ситуацию улучшить.