navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

И вновь о последнем моменте

С курсовыми работами студентов этой весной повторилась та же ситуация, что и год назад. Да и странно было бы, если бы она не повторилась - еще в мои студенческие годы мы свято чтили традицию делать львиную долю работы в последние две недели. На однокурсницу, которая сдавала свою курсовую уже в марте, смотрели с некоторым сочувствием - ну с головой не в порядке у человека, ну бывает.

Тем не менее, сейчас, уже в роли научного руководителя, я каждую весну задумываюсь о том, как эту традицию пресечь. Потому что в последние две недели ни у студентов не хватает времени написать качественный текст, ни у меня - оперативно его проработать.

Может, так оно и надо? - скажет кто-нибудь. Может, в этом и есть великая сермяжная правда? Может, и не надо мучить студентов, если для них главное - получить зачет, а сама курсовая им, по большому счету, не нужна?

Во-первых, если она не нужна им, то мне она тем более не может быть нужна. А значит, весь смысл научного руководства как такового теряется. В этом случае я стараюсь как можно мягче расстаться с человеком к обоюдному удовольствию. У студента всегда есть возможность выбрать научного руководителя, у которого, скажем так, подход к руководству несколько отличается от моего. Если человек все-таки пришел ко мне, у меня есть основания по умолчанию предполагать, что ему все это надо и он настроен серьезно.

Во-вторых, в том-то и проблема, что даже студенты со вполне серьезным настроем попадают в ту же ловушку. Наверное, так устроена человеческая психика. Прокрастинация не щадит никого, даже прилежных и вроде бы мотивированных. Знаю по себе.

Что делать в этой ситуации? Наверное, есть только один путь - уже в начале учебного года совместно с каждым студентом составлять жесткий план-график, по которому он (или она) будет работать. С прицелом на то, чтобы закончить работу примерно за месяц до официального срока сдачи (необходимый резерв времени). Понимаю, что идеальным решением проблемы это не станет - побороть прокрастинацию каждого отдельно взятого студента я не могу, да и не хочу - но в целом должно ситуацию улучшить.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Пропаганда и потребности

    Часто вижу тезис: «Пропаганда говорит только то, что люди и так хотят слышать». Так ли это? И да, и нет. Давайте разберемся. Начнем с того, что у…

  • Спускаясь с пирамиды

    Такое явление, как зависимость от однажды избранного пути (path dependency) хорошо известно и возникает в совершенно разных сферах. Часто, вступив на…

  • Шаг за шагом

    «Почему евреи позволяли нацистам себя уничтожать?» Вопрос настолько избитый, что в приличном обществе считается неуместным его задавать. И все же:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

  • Пропаганда и потребности

    Часто вижу тезис: «Пропаганда говорит только то, что люди и так хотят слышать». Так ли это? И да, и нет. Давайте разберемся. Начнем с того, что у…

  • Спускаясь с пирамиды

    Такое явление, как зависимость от однажды избранного пути (path dependency) хорошо известно и возникает в совершенно разных сферах. Часто, вступив на…

  • Шаг за шагом

    «Почему евреи позволяли нацистам себя уничтожать?» Вопрос настолько избитый, что в приличном обществе считается неуместным его задавать. И все же:…