navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

О круглых отличниках

"Учиться на все пятерки"... Такое пожелание часто приходится слышать и школьникам, и студентам. В том же направлении их толкает вся система образования - через медали, дипломы с отличием, суммирование баллов ЕГЭ по различным предметам при поступлении в ВУЗ. В итоге "все пятерки" становятся самоцелью, а образовательный процесс еще в большей степени превращается в погоню за высокими оценками. Медаль или "красный диплом" считается показателем ума и таланта, а по мере логичной и неизбежной в таких условиях девальвации оценок - свидетельством элементарной способности к обучению.

Между тем, если вдуматься, наличие у человека "всех пятерок" может быть разве что признаком хорошего исполнителя, усидчивого и способного выполнять задания в срок. И если бы хоть это можно было утверждать с уверенностью! Зачастую высокие баллы свидетельствуют лишь о материальном достатке родителей, способных нанять хороших репетиторов.

Насколько более полезной для всех была бы система, в которой оценки отражали были реальные способности и сильные стороны конкретного человека. Школьник или студент мог бы не тратить время и силы на то, чтобы пытаться преуспеть во всем, а углубиться в предмет, который ему действительно интересен - причем без всяких негативных последствий для себя.

Да, для этого нужно переосмысление существующей системы оценок и "декриминализация" "тройки", которая должна стать индикатором не слабых способностей, а совершенно нормального и естественного отсутствия интереса к конкретному предмету. Тогда автоматически прекратится и порочная практика "натягивания оценок", чтобы "не портить аттестат/зачетку". Для этого, конечно, необходимо, чтобы "тройка" ставилась тому, кто знает по предмету необходимый минимум - а не просто "хоть что-то знает", как это сплошь и рядом происходит сейчас.

Разумеется, чтобы это все стало реальностью, необходимы в первую очередь изменения на уровне сознания, восприятия системы оценок. Однако импульс таким изменениям может быть задан определенными административными мерами.

В частности, можно было бы:
- Ликвидировать все формы поощрения за суммарные оценки, развивая вместо них поощрение за конкретные достижения в конкретных областях. К примеру, отменить в школе "золотые" и "серебряные" медали, но развивать систему олимпиад, конкурсов и т.п. по различным предметам.
- При поступлении в вузы по системе ЕГЭ (достоинства и недостатки этой системы - отдельный разговор, я сейчас для простоты принимаю ее как данность) не суммировать баллы по различным предметам. Проводить конкурс только по результатам одного (максимум двух) профильных экзаменов, установив для остальных предметов минимальный "пороговый балл", при отсутствии которого абитуриент не допускается к конкурсу.
- В вузах все решения о предоставлении студенту определенных благ, льгот и дефицитных возможностей основывать не на его среднем балле, а на более сложных системах вроде портфолио, где будут учитываться различные достижения. Да, это значительно сложнее, чем сложить на калькуляторе несколько цифр, но результат того стоит - и там, где система портфолио сегодня внедряется, она оправдывает себя.
- Дать учителям и преподавателям высшей школы неограниченную возможность ставить "неуды" тем, кто их действительно заслуживает, и исключить любые формы поощрения или наказания за ими же выставленные отметки.
Tags: высшее образование
Subscribe

  • Об аккредитации вузов

    Каждый, кто сталкивался с государственной аккредитацией вузов, знает, насколько это сложная и ответственная процедура. Экспертам нужно предоставить…

  • Высшее образование и производственный брак

    Просто игра ума, ничего серьезного. Когда падает самолет, эксплуатацию всех самолетов подобного типа часто приостанавливают до выяснения причин.…

  • Немного о жертвах

    Это могло бы стать прекрасной первоапрельской шуткой. Но, к сожалению, это всерьез. "Финансовый университет выступает со следующей инициативой:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 346 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Между тем, если вдуматься, наличие у человека "всех пятерок" может быть разве что признаком хорошего исполнителя, усидчивого и способного выполнять задания в срок. И если бы хоть это можно было утверждать с уверенностью!

Как выпускник с двумя дипломами с отличием (у нас таких было несколько) могу только сказать, что это всё не правда. В высшей школе хорошие оценки задницей не заработать. (А, вот, психология в этом деле сильно помогает, но она одна тоже не спасёт.)

Да, "предметы, которые были не интересны" у нас просто отменяли. С другой стороны, политэкономию КПСС послушать было тоже интересно, хоть она и бесполезна.

Короче, не там, где надо ищутся источники проблем. Ой, не там.
> Как выпускник с двумя дипломами с отличием (у нас таких было несколько) могу только сказать, что это всё не правда. В высшей школе хорошие оценки задницей не заработать. (А, вот, психология в этом деле сильно помогает, но она одна тоже не спасёт.)

А Вы какой ВУЗ закончили? Когда? По какой специальности? Что у Вас по родному языку? Что по Русскому?

vit_r

1 year ago

pigmeich

1 year ago

vit_r

1 year ago

pigmeich

1 year ago

vit_r

1 year ago

pigmeich

1 year ago

vit_r

1 year ago

pigmeich

1 year ago

thawing_wind

1 year ago

pigmeich

1 year ago

thawing_wind

1 year ago

pigmeich

1 year ago

vit_r

1 year ago

vit_r

1 year ago

pigmeich

1 year ago

vit_r

1 year ago

Еж

1 year ago

pigmeich

1 year ago

vit_r

1 year ago

68bis

1 year ago

vit_r

1 year ago

68bis

1 year ago

vit_r

1 year ago

68bis

1 year ago

vit_r

1 year ago

d_imta

1 year ago

vit_r

1 year ago

d_imta

1 year ago

elrond1_2eleven

1 year ago

van_der_moloth

1 year ago

pigmeich

1 year ago

van_der_moloth

1 year ago

pigmeich

1 year ago

van_der_moloth

1 year ago

pigmeich

1 year ago

irbis_s

1 year ago

navlasov

1 year ago

vit_r

1 year ago

68bis

1 year ago

navlasov

1 year ago

elrond1_2eleven

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

elrond1_2eleven

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

elrond1_2eleven

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

elrond1_2eleven

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

> - Дать учителям и преподавателям высшей школы неограниченную возможность ставить "неуды" тем, кто их действительно заслуживает, и исключить любые формы поощрения или наказания за ими же выставленные отметки.

А как проверять, что этот конкретный неуд тому кто заслуживает? Если вся ответственность за это с преподавателя убрана, к тому же?

navlasov

September 13 2019, 14:11:43 UTC 1 year ago Edited:  September 13 2019, 14:12:55 UTC

Речь идет не о том, чтобы решение учителя было окончательным и обжалованию не подлежало. Речь идет о том, чтобы сам факт выставления неуда как таковой не влек за собой никаких негативных последствий.

pigmeich

1 year ago

navlasov

1 year ago

pigmeich

1 year ago

navlasov

1 year ago

pigmeich

1 year ago

vit_r

1 year ago

pigmeich

1 year ago

pigmeich

1 year ago

pvl_1

1 year ago

navlasov

1 year ago

pvl_1

1 year ago

navlasov

1 year ago

pvl_1

1 year ago

navlasov

1 year ago

pvl_1

1 year ago

_

1 year ago

Еж

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

_

1 year ago

pigmeich

1 year ago

pvl_1

1 year ago

pigmeich

1 year ago

pvl_1

1 year ago

_

1 year ago

Еж

1 year ago

В общем, вернуть истинное значение Единице :-)
1 — Не знает и как вообще такого взяли?
2 — Не знает, надо подтянуть и пересдать.
3 — Достаточные знания.
4 — Знает больше, чем достаточно.
5 — Знает всё, что преподавали.
6 — Знает больше, чем преподавали.
7 — Успешно делал самостоятельные проекты.
8 — Сделал отличные самостоятельные проекты.
9 — ?

navlasov

1 year ago

pigmeich

1 year ago

68bis

1 year ago

_

1 year ago

68bis

1 year ago

navlasov

1 year ago

68bis

1 year ago

navlasov

1 year ago

68bis

1 year ago

e69

1 year ago

Не знаю как в омеригах, но у нас в совке эти медали и отличников придумали коммунисты-бюрократы-коррупционеры, чтобы детей нужных людей провести мимо очереди абитуриентов в вуз, впрочем и сейчас эти лазейки сохранили, хотя казалось-бы, чего проще набрал нужное количество балов на егэ - входите пожалуйста, нет - выходите пожалуйста! Но тогда же порядок начнется.

Ну да, кавказские стобальники очень быстро возникли. Просто раньше за медаль надо было башлять директору школы, а теперь организаторам ЕГЭ, т.е. уровень взяткопринимающих повысили(у нас же вертикаль власти).
Кстати, если раньше медалиста можно было на том единственном экзамене таки вывести на чистую воду и погнать, то теперь такое не получится-принимают заочно по бумажке.

freecasting

1 year ago

andrewtik

1 year ago

freecasting

1 year ago

andrewtik

1 year ago

> - Ликвидировать все формы поощрения за суммарные оценки, развивая вместо них поощрение за конкретные достижения в конкретных областях. К примеру, отменить в школе "золотые" и "серебряные" медали, но развивать систему олимпиад, конкурсов и т.п. по различным предметам.

Разумно.

> - При поступлении в вузы по системе ЕГЭ (достоинства и недостатки этой системы - отдельный разговор, я сейчас для простоты принимаю ее как данность) не суммировать баллы по различным предметам. Проводить конкурс только по результатам одного (максимум двух) профильных экзаменов, установив для остальных предметов минимальный "пороговый балл", при отсутствии которого абитуриент не допускается к конкурсу.

ИМХО такая система будет плоха для ВУЗов с высоким конкурсом: если приём идёт на N мест, а есть 2*N студентов с 100 баллами по профильному предмету, то как из них выбрать поступивших?
Поэтому я бы предложил разделить предметы на профильные и не профильные и играть от двух сумм:
1. Сумма баллов по профильным предметам. Решающий фактор.
2. Сумма баллов по непрофильным предметам. Решает при равных суммах по профильным предметам.
При этом для каждого предмета сделать пороговый балл, ниже которого студент вообще не допускается до конкурса.

> - В вузах все решения о предоставлении студенту определенных благ, льгот и дефицитных возможностей основывать не на его среднем балле, а на более сложных системах вроде портфолио, где будут учитываться различные достижения. Да, это значительно сложнее, чем сложить на калькуляторе несколько цифр, но результат того стоит - и там, где система портфолио сегодня внедряется, она оправдывает себя.

Разумно.

> - Дать учителям и преподавателям высшей школы неограниченную возможность ставить "неуды" тем, кто их действительно заслуживает, и исключить любые формы поощрения или наказания за ими же выставленные отметки.

Разумно с точки зрения студента и преподавателя, но неразумно с точки зрения администрации. Как оценить, работает ли вообще преподаватель и насколько хорошо он учит студентов?
если приём идёт на N мест, а есть 2*N студентов с 100 баллами по профильному предмету, то как из них выбрать поступивших?

Топовые вузы имеют право проводить дополнительные испытания.

Как оценить, работает ли вообще преподаватель и насколько хорошо он учит студентов?

https://navlasov.livejournal.com/89702.html

Единственный возможный критерий - наличие или отсутствие обоснованных жалоб на качество преподавания.

pvl_1

1 year ago

В итоге "все пятерки" становятся самоцелью, а образовательный процесс еще в большей степени превращается в погоню за высокими оценками.-ну так не будет оценок-не будет ВУЗ-а и здравствуй армия родная, какой бы гениальный не был:)
Насколько более полезной для всех была бы система, в которой оценки отражали были реальные способности и сильные стороны конкретного человека. Школьник или студент мог бы не тратить время и силы на то, чтобы пытаться преуспеть во всем, а углубиться в предмет, который ему действительно интересен - причем без всяких негативных последствий для себя.-и тут мы сталкиваемся с кадровой проблемой: помнится, в прошлом году наша министерша-телегонщица отменила поступление по олимпиадам, т.е. расписалась, в том, что и они коррумпированы, и места там банально продаются. Так что система ЕГЭ-это убогая, но справедливость для нашего общества, в котором физически невозможно найти человека, проставляющего оценки объективно.
Да, для этого нужно переосмысление существующей системы оценок и "декриминализация" "тройки", которая должна стать индикатором не слабых способностей, а совершенно нормального и естественного отсутствия интереса к конкретному предмету. Тогда автоматически прекратится и порочная практика "натягивания оценок", чтобы "не портить аттестат/зачетку". Но для этого, разумеется, необходимо, чтобы "тройка" ставилась тому, кто знает по предмету необходимый минимум - а не просто "хоть что-то знает", как это сплошь и рядом происходит сейчас. - вполне дельная идея, но под неё надо менять психологию всей страны, да.
Дать учителям и преподавателям высшей школы неограниченную возможность ставить "неуды" тем, кто их действительно заслуживает, и исключить любые формы поощрения или наказания за ими же выставленные отметки.-это будет разрушение скреп адептов вертикали и отдача возможности давить на студентов преподавателям. Очевидно, что на последних посыпятся жалобы в прокуратуру, и наверняка часто не беспочвенные. Что приведёт к ещё большей зарегулированности и контролю их работы в последующем.
Советская система в наибольшей мере соответствовала требованиям качества подготовки и справедливости оценок на публичных экзаменах. Можно, хотя и затруднительно, быть в фаворе у одного преподавателя, но нельзя у всех.
Неправда

У меня красный диплом и школьный аттестат без четверок. Не было ни репетиторов, ни усидчивости, ни исполнительности. В вузе вообще не старалась, в школе с 9го класса на спор немного старалась (поспорила в конце 8го, что получу медаль, имея тройки в четвертях)
У меня тоже красный. Но я не про конкретные случаи, а про общую картину.

P.S. Из всех своих "пятерок" больше всего памятна та, ради которой сидел ночами над книгами и которую получил один из всей группы. Если бы все "пятерки" всегда ставились так, был бы готов с легким сердцем отказаться от "красного диплома".

sasha_severny

1 year ago

mama_gremlina

1 year ago

sasha_severny

1 year ago

Deleted comment

sasha_severny

1 year ago

Это я про характеристику тех, кто с красным дипломом. Но предложения в конце текста хорошие
Да кого трясут оценки? У сына 2 в четверти было один раз. Колы и двойки постоянно.
В классе была одна отличница с золотой медалью, зато 3 призера всеросса.
В общем, в спецшколах пятерок мало ставят.
У сына 98 по матике, БВИ в ФКН ВШЭ, но поступил в МГУ.
Вам для сведения - в ФКН проходной балл 305, на Физтех 307. Как можно поступать по результатам одно ЕГЭ при таких проходных?
Стобальников по матике пара тысяч - всех в ФКН должен принять по вашей системе?
Еще раз: топовые вузы вправе проводить вступительные испытания.

andrewtik

1 year ago

navlasov

1 year ago

andrewtik

1 year ago

Deleted comment

navlasov

1 year ago

68bis

1 year ago

mss_mila

1 year ago

andrewtik

1 year ago

68bis

1 year ago

Правильно. Оценки надо отменить. Кому это дутые циферки нужны? А знания поощрять материально. Ответил на отлично - получи тыщу долларов. А не ответил - тогда сам плати. И не будет двоечников.
Ликвидировать все формы поощрения за суммарные оценки, развивая вместо них поощрение за конкретные достижения в конкретных областях.

Вообще в мире применяется весовая система - есть и обязательные предметы и есть предметы, которые может выбрать сам школьник.

Вот тут описаны экзамены на аттестат зрелости в Израиле:

http://detki.co.il/training/chto_takoe_bagrut_(i_kak_s_nim_borotsya).html

В Израиле есть так называемая психометрия (в чем-то аналог ЕГЭ) и для поступления в университет его тоже нужно сдавать.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD_%D0%B2_%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B5

Далее у каждого университета есть своя формула для приема на каждый из факультетов - учитываются разные части психометрии и разные экзамены на аттестат зрелости.

Т.е. то в мире уже существует система, похожая на то, что вы предлагаете.
Полностью согласна.

Когда-то меня сильно покоробила обращённая ко мне фраза директора школы "через два года ждём от тебя "золотую" медаль". Я была старательной, безотказной и очень ответственной ученицей, посещала все олимпиады, на которые меня отправляли, забивала на здоровье, сон и прогулки. И в старших классах я забуксовала. Просто перестала понимать многие темы, стала пропускать занятия. Потом начались проблемы по неврологической части. В итоге я закончила другую школу. Позже, после лечения, на "4" и "5". Оказалось, что я всё понимаю, хорошо осваиваю программу, даже успеваю заниматься внеучебными делами. Просто без вечного подстёгивания жить гораздо легче. Сейчас вспоминаю и думаю, что было бы лучше, если бы я уделяла больше внимания отдельным предметам, а не всем подряд.

Deleted comment

Какие предметы профильные, например, для историка?

mama_gremlina

1 year ago

navlasov

1 year ago

vit_r

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

vit_r

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

vit_r

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

vit_r

1 year ago

Способный человек вполне может без долбежа и мозолей на седалище получить золотую медаль или красный диплом. Что-то у него получается на пять, что-то вообще блеск. Это как раз не серость, а наоборот. Неужели таких не встречали?
И что, таких осаживать?
Особенно в вузе, где разнонаправленных дисциплин вообще практически нет.
Так что ничего дурного нет в мраморной доске золотых медалистов Московской консерватории ( ещё при царе в вузах такие были заведены) - блестящие имена.
Там, где разнонаправленных дисциплин вообще нет - там и вопросов нет. И да, я что-то где-то пишу про "осаживать"? Если человек учится на все пятерки - честь ему и хвала. Но делать это смыслом всего процесса - глупость. В конце концов, мы же не вручаем особые награды людям, которые ни разу не опоздали ни на одно занятие.

И да, для ясности: я выступаю против нынешней девальвации оценок, когда "пятерка" ставится просто за то, что человек знает и умеет необходимый минимум (по сути, заменяя собой "крепкую тройку"). Так быть не должно.

cambria_1919

1 year ago

Насчёт школьников - здраво.
А вот со студентами - большой вопрос. В ВУЗах есть ненужные для будущего специалиста предметы? О каком "упоре" речь? Хотите полетать на самолёте, спроектированном авиаконструкторами, сделавшими упор на изучение аэродинамики и забившими на изучение прочности конструкций? А лечь на стол хирурга, который упор сделал на изучение физиологии и патфизиологии, а на анатомию положил болт?
Вот смотрите: у Вас если не пятерка - то положил болт. Если не совсем положил болт - то уже ставим отлично. А так быть не должно! Положил болт - двойка и вылет!

Я не возьмусь говорить за медиков, но для историка ХХ века знать античность досконально, в объеме, превышающем требования учебного плана (а именно за это должна ставиться пятерка) необязательно

68bis

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

navlasov

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

navlasov

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

navlasov

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

navlasov

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

navlasov

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

navlasov

1 year ago

yaroslav_zh_k

1 year ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Об аккредитации вузов

    Каждый, кто сталкивался с государственной аккредитацией вузов, знает, насколько это сложная и ответственная процедура. Экспертам нужно предоставить…

  • Высшее образование и производственный брак

    Просто игра ума, ничего серьезного. Когда падает самолет, эксплуатацию всех самолетов подобного типа часто приостанавливают до выяснения причин.…

  • Немного о жертвах

    Это могло бы стать прекрасной первоапрельской шуткой. Но, к сожалению, это всерьез. "Финансовый университет выступает со следующей инициативой:…