Почему оно так сложилось, предельно ясно: и первый, и второй образы сформированы пропагандой, но в разные эпохи. Сначала из Бисмарка делали коварного злодея, укравшего у России победу на Берлинском конгрессе, этакую старуху Шапокляк в кирасирской униформе. Потом, когда к власти в Германии пришли реальные людоеды, фигура "железного канцлера" срочно потребовалась для формирования образа "мудрого немецкого политика, выступавшего за мир и дружбу с Россией, а не как некоторые".
На самом деле, эти две версии не являются полностью взаимоисключающими. Их можно связать воедино в рамках образа "не-друга", который периодически встречается в расхожих представлениях о прошлом. "Не-друг" - это человек, который не питает к России никаких дружеских чувств, однако невольно относится к ней с глубоким уважением и восхищением (что, ясен пень, должно наполнять нас особой гордостью, ведь похвала сквозь зубы ценится выше!).
Что же было на самом деле? Для начала разочарую любителей порассуждать о "русофилии" Бисмарка и его особом понимании России. Да, "железный канцлер" около двух лет провел в Петербурге в роли прусского посланника (я имею в виду реальное время пребывания). Но в Россию он приехал уже вполне сложившимся 44-летним человеком с устоявшейся системой взглядов. Эти взгляды в общем и целом были примерно такими же, как у среднестатистического западного европейца того времени. В дальнейшем его представления уточнялись по ряду вопросов (например, так ли холодно в Петербурге, как принято считать), но коренным образом не менялись. Если посмотреть на реальные (а не апокрифические) высказывания Бисмарка о России, то лестного там найдется довольно мало. Более того, некоторые из них вполне можно охарактеризовать как русофобские.
Впрочем, что есть русофобия? У нас в последнее время это слово употребляют к месту и не к месту. Иногда складывается впечатление, что русофобом является каждый, кто не восторгается Россией во всех ее проявлениях и не спешит делать ради России все, что только может (даже если он иностранец). На самом деле, фобия - как говорит всезнающая Википедия - это "иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги (...) человек идет на всё, чтобы избежать ситуации или объекта, в степени, превышающей действительную опасность. Если невозможно избежать опасного объекта или ситуации, пострадавший человек испытывает значительные страдания". Фобией по отношению к какой-либо нации имеет смысл признавать ситуацию, когда эта нация вызывает у пациента действительно сильные негативные эмоции - иррациональный страх, ненависть и так далее. Юдофобия многих немецких деятелей определенного периода, например, не подлежит сомнению.
В этом смысле Бисмарк русофобом не был. Он не считал Россию и русских корнем мирового зла, не приписывал нам все мыслимые и немыслимые пороки, не верил в байки вроде пресловутого "завещания Петра Великого". Он вообще не так часто говорил и думал о России, как это хотелось бы многим отечественным почитателем его талантов. Те же французы занимали его мысли гораздо больше. И в своей политической деятельности "железный канцлер" никогда не руководствовался желанием напакостить России ради самого процесса. Да и кому-либо другому тоже. Он всегда исходил из прусских/германских национальных интересов. А национальные интересы других стран как таковые были ему малоинтересны. Думаю, мало у кого повернется язык его в это упрекнуть.