Я мог бы просто заявить в ответ, что попытка поставить себя на пьедестал в качестве морального авторитета и рассуждать о том, кого и кому допустимо критиковать - проявление такого смертного греха, как гордыня. Но я не пойду по этому скользкому пути, а просто признаю: ляпы, ошибки и неудачи есть у всех, и я здесь - далеко не исключение. Тянут ли они на бревно или на соринку - судить не мне. По крайней мере, я не припомню за собой откровенного бреда.
Самые эпические неудачи в моем научно-педагогическом творчестве относятся к периоду 2006-2008 годов. Объясняются они очень просто: в конце 2005 года меня неожиданно пригласили работать на факультет международных отношений. При этом уже начиная с февраля я должен был вести лекционный курс по внутренней и внешней политике современной ФРГ.
Задачка была не из легких. Еще осенью 2005 года все мои знания о современной Германии ограничивались констатацией того факта, что она вроде бы пока существует. Всю немецкую историю после окончания Второй мировой (и тем более современность) я считал скучной жвачкой. А уже пару месяцев спустя я должен был идти в аудиторию и что-то там рассказывать. Пользуясь случаем, хочу принести запоздалые извинения моим тогдашним студентам: при всем старании подготовить качественный курс было невозможно.
Семестр закончился, можно было бы перевести дух, но руководство поставило новую задачу: к концу года подготовить рукопись учебного пособия по все той же современной Германии! Задача нетривиальная, учитывая, что немецких книжек по этой теме в питерских библиотеках - да и в Интернете - почти что не было. Приходилось пользоваться тем, что есть в наличии. Для полноты картины скажу, что моей университетской зарплаты на тот момент хватило бы разве что на корм не особенно прожорливой кошке, так что львиную долю времени приходилось уделять приработкам.
Получившееся учебное пособие увидело свет в 2008 году. К этому моменту я обзавелся большим количеством качественных немецких книг, вывел лекционный курс на новый уровень и с удовольствием выкупил и сжег бы весь тираж несчастного пособия. Не потому, что там было написано что-то откровенно ужасное - нет, серьезных ляпов я впоследствии в нем не нашел, и некоторые его даже хвалили. Но в целом книжка вышла довольно слабой, поверхностной и неоригинальной. Забавно, но по сегодняшний день ее цитируют чаще, чем любую другую мою работу.
В том же 2008 году я принял участие в первом в моей жизни грантовом проекте. За год нужно было подготовить главу о бундесвере в коллективной монографии о политике безопасности ведущих держав Западной Европы. Стартовал я, опять же, практически с нуля, и результат в итоге оставлял желать лучшего. В том смысле, что вполне можно было написать о том же самом гораздо качественне. Были там и ляпы - к примеру, я толком не разобрался в том, что представляют собой PRT в Афганистане.
Завершающим аккордом этого невеселого этапа можно, пожалуй, считать написанную мной осенью 2010 года биографию Бисмарка. Об этой истории я уже рассказывал: книга писалась в настолько сжатые сроки настолько ударными темпами, что еще раз спокойно перечитать рукопись времени уже не оставалось. Хотя за эту работу мне в общем и целом не стыдно, а отзывы на нее варьировались от нейтральных до положительных, многие отмечали, что текст сыроват. А с учетом того, что маленькое и бедное издательство ЭКСМО сэкономило на корректоре, все авторские огрехи и опечатки перекочевали на бумагу. Но самое обидное - даже не это, а то, что в 2017 году я совершил глупейшую ошибку, согласившись на переиздание книги в той же конторе вместо того, чтобы отнести ее в какое-нибудь другое издательство. В итоге куда более качественный, серьезно доработанный и тщательно вычитанный текст прошел совершенно незамеченным читателями - видимо, многие решили, что это старая книжка под новой обложкой.
Бывали у меня, разумеется, и мелкие ляпы. Я уже говорил о том, что в одной из недавних статей зачем-то сделал Людендорфа дворянином, хотя он меня совершенно об этом не просил. А какие-то огрехи, наверное, остались незамеченными мной по сегодняшний день.
Как видите, и меня есть за что критиковать, и я честно в этом признаюсь. Вопрос в том, что мои собственные ошибки и промахи никак не оправдывают и не отменяют серьезных недостатков в текстах других авторов. Tu quoque не случайно с древних времен считается недопустимым приемом аргументации.