- Мы вот говорим о том, что в высшем образовании есть проблемы. Но тогда откуда же взялись все те талантливые, умные, замечательные молодые люди и девушки, которых я вижу перед собой?!
Мне кое-как удалось сдержаться. На самом заседании. Когда дама в перерыве зачем-то подошла ко мне и начала убеждать в том, что наше высшее образование - лучшее в мире, я уже не выдержал и высказал ей все, что думал по поводу ее выступления в целом и ее риторического вопроса в частности.
В наших вузах это, увы, широко распространенная практика. Преподаватель, который не в состоянии обеспечить должный уровень своих занятий и подсознательно понимает это, пытается добиться признания со стороны студентов другим путем: начиная неустанно хвалить их, говорить о том, какие они молодцы и как он их любит. В надежде (увы, не беспочвенной), что получит в ответ такую же реакцию: студенты полюбят "доброго препода", занятия которого, конечно, не особенно полезны, зато он так хорошо к ним относится и восхищается ими! И рано или поздно преподаватель услышит в свою сторону слова - искренние или не очень - о том, какой он замечательный, хороший и как все его любят. И эти слова, в свою очередь, будут ласкать уже его собственное эго. Образуется петля обратной связи - порочная петля.
Преподаватель говорит студентам, какие хорошие и замечательные они, студенты - какой хороший и замечательный он, все вместе - какая хорошая и замечательная у нас высшая школа. Все счастливы, любят друг друга, поют и танцуют, как в индийском кино. Но индийское кино и учебный процесс - это совершенно разные, несовместимые вещи; как только начинается одно, другое заканчивается.
По моим наблюдениям, в наибольшей степени такое поведение характерно для женщин среднего и предпенсионного возраста. Видимо, им в рамках нашей культуры проще строить образ "любящей матери, которая восхищается своими детьми"; в конце концов, эмоции у нас считаются "женской" сферой. Конечно, модель "мать - дети" далеко не единственная из возможных. Среди молодых и не слишком уверенных в себе преподавателей довольно распространена аналогичная по сути модель "свои ребята/девчонки", у пожилых профессоров бывает "дедушка - внуки". Во всех этих случаях преподаватель стремится компенсировать дефицит профессиональной коммуникации со своей аудиторией установлением личностных, эмоциональных связей.
Но, может быть, в наличии таких связей нет ничего плохого? В конечном счете, разве дурно, если преподаватель гордится своими студентами, а те, в свою очередь, восхищаются его человеческими качествами? Нет, разумеется, само по себе это хорошо. Плохо становится, когда эмоциональная связь подменяет собой процесс преподавания - "ничему не учит, ЗАТО очень хорошо относится". И студенту намного полезнее встретить на своем пути не "добрую маму", а Кристобаля Хозевича Хунту - человека, как известно, замечательного, но совершенно бессердечного.