navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Бисмарк и "кухаркины дети"

Продолжаем разговор об отношении Бисмарка к системе образования. Сегодня - документ, который интересен не в последнюю очередь тем, что он был подготовлен 16 марта 1890 года. В самый разгар кризиса вокруг отставки Бисмарка, за два дня до того, как "железный канцлер" официально попросил освободить его от занимаемой должности. Уже одно это обстоятельство дает основание предположить, что Бисмарк считал рассматриваемый сюжет весьма значимым. Адресован документ был, разумеется, императору Вильгельму II.

"Главной проблемой наших высших школ [имеются в виду гимназии и университеты - Н.В.] является их избыток и искусственно создаваемые нашими учреждениями стимулы к их посещению. В результате у нас намного больше образованных молодых людей, чем необходимо и чем мы можем соответствующим образом материально обеспечить. Наши высшие школы посещают слишком много юношей, которым ни способности, ни происхождение родителей не дают оснований претендовать на интеллектуальную профессию. Следствием является переполненность учебных заведений и воспитание ученого пролетариата, опасного для государства. К указанному слою примыкает другой - "полуобразованные". Его появление объясняется тем, что мы предъявляем к качеству обучения в наших народных школах слишком высокие требования. В результате дети не хотят заниматься тем, что делали их родители, и ставят себе цели, которые они не могут достичь, из-за чего у них возникает недовольство. С каждым годом увеличивается число людей, которые ввиду полученного образования претендуют на уровень жизни, который они не могут себе обеспечить. Так у нас возникают те же условия, которые стали в России почвой для нигилизма.

Чтобы предотвратить подобного рода развитие, предлагаю в первую очередь ограничить число высших школ и возможность обучения в них, насколько это возможно в рамках закона. В любом случае, следует запретить увеличение их числа. Стипендии в университетах и гимназиях нужно выдавать меньшему числу студентов и школьников, зато в повышенном размере. Следует запретить списание платы за обучение на всех факультетах, кроме теологического, чтобы это благое начинание не привлекало легкомысленных студентов, которые затем станут недовольными гражданами. Я также рекомендовал бы повысить плату за обучение в гимназиях и университетах и позволю себе в этом отношении сослаться на пример Англии, где учеба в высших школах, таких, как Итон и Хэрроу, а также университетов, обходится в значительные суммы. Я считаю это важным преимуществом, поскольку посещение высших школ становится невозможным для людей, уровень образования которых превышает уровень их жизни и становится источником недовольства. Рука об руку с ограничением числа высших школ, ориентированных на воспитание интеллектуалов, должно идти создание ремесленных и профессиональных училищ, а также устранение предрассудка, будто бы карьера в ремесле, промышленности или торговле менее почетна.

Однако посещение высших школ слишком большим количеством молодых людей является не единственным недостатком нашей системы образования.

Сам вид и стиль обучения в этих школах нуждается в реформах. Во всех наших школах - от гимназии до сельской народной школы - существует нездоровое преобладание материала, который требуется запоминать. Результатом становится перегруз памяти ввиду механического накопления знаний. При этом слишком мало внимания уделяется воспитанию характера и духа для самостоятельного мышления. Эти недостатки наряду с нехваткой физических упражнений были бы еще более заметны, если бы военная служба не исправляла многие проблемы, вызванные как школой, так и домашним воспитанием и перегрузкой учеников.

Стремление ставить акцент больше на знания, чем на навыки, уже сейчас обнаруживает свои недостатки в народной школе. Здесь существует постоянная тенденция к расширению учебного материала и превышению того объема, который установлен законом. В результате вместо того, чтобы готовить ученика к практической жизни, школа отчуждает его от предстоящих ему задач и от тех условий, в которых живут его родители. Уже сейчас растет число тех, кто выносит из стен школы убеждение, что они слишком хороши для той работы, которую делали их отцы, потому что их уровень образования выше. В особенности умные дети, добившиеся в школе успехов, рискуют стать жертвами стремления выйти за пределы той жизненной сферы, в которой находятся их родители. В случае неудачи они пополняют ряды недовольных. Нынче в сельской местности слишком много тех, кто, получив хорошее образование, не хочет работать сам, а лишь руководить работой других - и слишком мало тех, кто готов работать".

Источник: Bismarck O.v. Gesammelte Werke. Abteilung III. Schriften. Bd. 8. Paderborn, 2014. S. 642-644.
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 203 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
В результате вместо того, чтобы готовить ученика к практической жизни, школа отчуждает его от предстоящих ему задач и от тех условий, в которых живут его родители.

Напоминает бессмертное:

…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других

Что же, типичный взгляд консерватора. И ах-ах-ах, какое несчастье, что в итоге и произошло то, чего он боялся - монархию таки свергли. Но ничего, сейчас это уже не грозит, с образованием проблема успешно решается.
Собственно, да - нынешние реформы системы образования двигают ее именно в сторону исключения "кухаркиных детей"

telker

4 months ago

_

4 months ago

kirillkrm

4 months ago

pasha_su

4 months ago

misha_panda

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

az_greshny

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

voencomuezd

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

voencomuezd

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

voencomuezd

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

ambidekstrhuev

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

voencomuezd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

voencomuezd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

voencomuezd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

voencomuezd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

anny_key

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

anny_key

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

anny_key

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

anny_key

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

karpion

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

karpion

4 months ago

shadow_ru

4 months ago

Можно не разделять желаний и методов Бисмарка, но само явление, им описанное, несомненно существует.
Вместо реального улучшения жизни бедных ( что сложно, долго и дорого ), дадим им иллюзию образования и пусть крутятся как хотят. Образование очень легко "фальсифицировать". Какой демагог откажется от столь легкого способа угодить народу ?
Нее, он не про фальсификацию образования, а про вполне реальное. Только вот политика непущать к образованию чернь, заместо создания рабочих мест под получивших образование, порочна. Ибо от того что мы не даём "подлым людишкам" образовываться "благородные" трудолюбия не приобретают и получается как в РИ: чернь необразованна и из неё кадры черпать невозможно, а "благородные", понимая свою незаменимость особо и не утруждаются-заменить же неким:))

litophage

4 months ago

_

4 months ago

karpion

4 months ago

ambidekstrhuev

4 months ago

karpion

4 months ago

Хорошо сказал! Сто тридцать лет прошло, а до сих пор актуально. :-)

Кстати, про перегруз памяти я бы подписался. Тем более, что проблему эту учащиеся легко решают, забывая все лишнее сразу после экзамена (если не до). В результате знать ничего не знают, и уметь ничего не умеют.
1) А почему вы думаете, что забывают?
2) Что должны уметь учащиеся?

kot_kam

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

kot_kam

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

litophage

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

litophage

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

karpion

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

karpion

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

karpion

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

karpion

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

karpion

4 months ago

_

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

_

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

_

4 months ago

_

4 months ago

navlasov

4 months ago

_

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

_

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

_

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

Ух какое чудо! Это высказывание совершенно в своей безупречности и безумно злободневно.
Словно какой-нибудь пушистый австралийский паук-птицеед -- вроде мимими и красиво, а внутри совершенная беззлобная смерть.
Читаешь, киваешь, ну да, где-то так и есть, вообще-то, наверное, он в чём-то прав, а потом понимаешь, что человек своей волей пытается отнять у людей будущее. Это сейчас мы знаем, что образование это безусловное благо, а сто лет назад (да и сейчас кое-где) довольно умные люди считали совсем по другому.
Очень очень хороший текст, спасибо.
Если бы я не оставил этого комментария, у Вас и у Ваших читателей сложилось бы неверное впечатление, что все считают, что образование — безусловное благо. Не все.

cryptocotyle

4 months ago

az_greshny

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

az_greshny

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

az_greshny

4 months ago

cryptocotyle

4 months ago

litophage

4 months ago

дедуля после 28 лет правления успешно уходил в астрал. За то и сняли. У нас бы до смерти правил. Де факто, в современном мире неизвестно ни одного политика высшего эшелона, эффективно правившего более 15 лет. Как правило - 8-10-12, а потом жесткие косяки с единственной целью - сдохнуть на посту под рукоплескания адептов парадигмы "Вся власть от Бога". Ну, или под рыдания.
>Де факто, в современном мире неизвестно ни одного политика высшего эшелона, эффективно правившего более 15 лет.

Назарбаев руководил Казахстаном с 1990 по 2019 (29 лет)
Кабус бен Саид руководил Оманом с 1970 по 2020 г. (50 лет)
Ли Куан Ю премьер-министр Сингапура с 1959 по 1990 г. (31 год)

Насколько мне известно, ни один из них до конца своей политической карьеры каких-то существенных косяков не допускал. Т.е., Вы, безусловно, с высоты Ваших знаний и достижений можете презрительно морщить нос, и рассуждать, что, де Ли Куан Ю в последние годы своей жизни уже был не торт, но это, извините, будет только Ваше суждение.

sedov_05

4 months ago

mohanes

4 months ago

sedov_05

4 months ago

litophage

4 months ago

sedov_05

4 months ago

sish

4 months ago

sedov_05

4 months ago

karpion

4 months ago

namezeroisok

4 months ago

sedov_05

4 months ago

namezeroisok

4 months ago

sedov_05

4 months ago

namezeroisok

4 months ago

sedov_05

4 months ago

namezeroisok

4 months ago

sedov_05

4 months ago

namezeroisok

4 months ago

midnike

4 months ago

sedov_05

4 months ago

karpion

4 months ago

sedov_05

4 months ago

karpion

4 months ago

=уровень образования которых превышает уровень их жизни и становится источником недовольства=

Почему он не делает шаг дальше? Недовольство в сочетании с образованием - это стимул и возможность повышать уровень жизни, как личный, так и общества.
Он рассматривает общество как статический, не изменяющийся объект? Развитие техники Бисмарк не счел серьезным фактором?
Он рассматривает стабильность существующей системы как благо. Изменения должны происходить, но плавные и постепенные.

anna_bpguide

4 months ago

navlasov

4 months ago

tbirdhost

4 months ago

midnike

4 months ago

az_greshny

4 months ago

finnian_light

4 months ago

Контекста не хватает - из которого стало бы понятно в чем разница России Александра III Германии Бисмарка, раз предлагая столь схожие меры, получили столь разные результаты.
Так в Германии-то эти меры не были введены.

faber_scriptor

4 months ago

az_greshny

4 months ago

_

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

_

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

vsokolov21

4 months ago

_

4 months ago

litophage

4 months ago

andrew_vdd

4 months ago

faber_scriptor

4 months ago

_

4 months ago

faber_scriptor

3 months ago

_

3 months ago

faber_scriptor

3 months ago

_

3 months ago

faber_scriptor

2 months ago

_

2 months ago

Очередной штришок к портрету (скорее, вцелом отрицательному). Спасибо.
Какая прелесть! Теперь понятно, что читали те, кто сооружали швейцарскую школьную систему.

На английском этого нет?
Насколько я знаю, нет

vit_r

4 months ago

navlasov

4 months ago

vit_r

4 months ago

navlasov

4 months ago

vit_r

4 months ago

az_greshny

4 months ago

vit_r

4 months ago

az_greshny

4 months ago

vit_r

4 months ago

az_greshny

4 months ago

Правильно рассудил Бисмарк

Я тоже думал про это, получилось два пункта

1 ▬ сейчас на планете три вида людей (новых национальностей)
№1) ЗНАЮТ и могут новое придумать
№2) Обучены и могут делать по инструкции

№3) НЕ ЛЕЗЬТЕ НИКУДА?

и *№2* уже катастрофически мало
а №1 всегда было Мало, но достаточно

а с №3 уже катастрофа -- лезут во все дырки

Вопрос -- хватает ли №2 на все работы и охрану

Вот так мир-планета и поделится на несколько территорий и везде будут

ЗАБОРЫ█ЗАБОРЫ█ЗАБОРЫ█ЗАБОРЫ█ЗАБОРЫ█ЗАБОРЫ█ЗАБОРЫ█ЗАБОРЫ█ЗАБОРЫ█ЗАБОРЫ█

Школы должны быть разные \\\они и сейчас разные///
1 для гениев не мешать
2 для хороших исполнителей сложного учить
3 для хороших исполнителей несложного тренировать
4 для хороших исполнителей простейшего тренировать-дрессировать
\
\
5 для никчомных дрессировка

и про питание--едой
про питание школьников ---
Повтор --- все понимают разницу в топливе для разных двигателей или в корме для животных
НО Никто не обращает внимания на свою жратву, особенно это губит детей.

Есть разные типы обмена веществ -- жировой, белковый и углеводный и разные комбинации с преобладанием основного типа.
НО почти никто ЭТОГО о себе не знает и Узнать негде!!!.
И культуры имеют разницу в зависимости от основы зернового питания -- Пшеничная, Рисово-соевая и Кукурузная.
РАЗНИЦА БОЛЬШАЯ.
кормить всех одинаково -- это преступление

Мне нельзя было есть картошку и молочное НИКОГДА

А текст скопирую -- буду перечитывать и цитировать
Думаю, комментаторы закричат согласным хором: "Ура! Да здравствует Бисмарк! Затопим народ в невежестве!" Читать даже не хочется - ну, и не буду.
Трудно быть образованным, если отказываться читать все, что случайно может не понравиться.:)
я прочитал, и многое в тексте показалось мне каким-то дискриминационным по сути...
призывающим к системе ограничений без дальнейшего разбора и возможности оспорить.
Все правильно: хуже дурака бытового только дурак учёный, а хуже дурака учёного только учёный дурак, дорвавшийся до власти.
Отлично, спасибо!
Блестяще!
Именно такое развитие образование и ожидает нас в ближайшее время. С 2024 вводится платное среднее образование. Закон подписан в конце 2018 года.
Сейчас в регионах идет проверка работы такой системы. Пока на внешкольных кружках. Родителям выделят определенную сумму, которую они могут потратить на оплату кружков. И если раньше муниципальные клубы/дворцы внешкольное работы были бесплатными, то сейчас - платные. Можешь выбирать кружок и платить. После ввода платного образования, лет через 5 максимум, эти "дотации" уберут. Ивсе станет платным. Государству не нужны образованные люди. Не даром же МФВ предъявляет нам претензии:
- слишком низкий (был) пенсионный возраст)
- слишком много образованных людей
- слишком малая закредитованность населения
>> С 2024 вводится платное среднее образование. Закон подписан в конце 2018 года.

А можно номер этого "подписанного закона"? Или ссылку на http://pravo.gov.ru? Спасибо.

az_greshny

4 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →