Первые плоды своих трудов Гамбетта со товарищи могли с гордостью продемонстрировать уже в начале ноября. Луарская армия в составе двух корпусов - около 75 тысяч солдат и офицеров, 160 орудий - начала наступление на Орлеан с запада. Захват города и разгром немецкой группировки на Луаре должен был стать первым шагом к деблокаде столицы.
В Орлеане тем временем грустил баварец фон дер Танн. Компанию ему к тому моменту составляли исключительно земляки из I корпуса. Прусские части, когда-то находившиеся в подчинении фон дер Танна, теперь по приказу главной квартиры гонялись за собственной тенью где-то юго-западнее Парижа. А с 20 тысячами довольно потрепанных бойцов много не навоюешь.
План французов заключался в том, чтобы перерезать коммуникации баварцев, окружить и уничтожить их в Орлеане. Но так просто фон дер Танн сдаваться не собирался. Оставив в городе небольшой гарнизон, он выдвинул свои основные силы на запад, к деревушке Кульмьер. Именно здесь 9 ноября состоялось сражение, которое войдет в историю как первая и единственная более-менее значимая французская победа в этой войне.
Баварцы заняли позиции фронтом на запад, французы атаковали с юго-запада. Им удалось оттеснить левое крыло баварцев, а вот на правом крыле все оказалось далеко не так радужно. Лихие баварцы, озверев от долгого отсутствия пива и сосисок, даже контратаковали численно превосходящего противника и отбросили его. После полудня, однако, основные события стали разворачиваться в центре баварской позиции - закипел бой за Кульмье. До поры до времени баварцы удерживали позиции, но фон дер Танн, понаблюдав за противником и трезво оценив свои шансы, в четыре часа дня принял решение отходить. Баварцы отошли, но напоследок еще успели протестировать забавную игрушку - батарею четырехствольных картечниц системы Фельдля. Мнения об итогах проверки разошлись, но под общим впечатлением от фиаско французских митральез затею признали неудачной и больше картечницы в бою не использовали.
Французы, обалдев от достигнутого успеха, баварцев не преследовали. Фон дер Танн ушел на север - в самом прямом смысле. Ровно 150 лет назад, 10 ноября, французы заняли Орлеан. Это был настоящий праздник!
В немецкой главной квартире, впрочем, не сильно расстроились. Поражение потерпели баварцы, а значит, на сияющих прусских доспехах не появилось ни единого темного пятнышка. Что было неизмеримо важнее, к Луаре от Меца уже полным ходом мчался принц Фридрих Карл с тремя армейскими корпусами. Кульмьер стал пиком французских успехов и пиком кризиса у немцев. Но пик - это конец подъема, перелом. И такой перелом вскоре наступил.