Выводы эти, безусловно, носят дилетантский характер, и я сразу же предупреждаю об этом своих читателей. Да, они совпадают с выводами некоторых исследователей - к примеру, перед Новым годом я с огромным интересом прочел книгу Альберта-Ласло Барабаши "Формула" и обнаружил там подтверждение многих своих идей. Тем не менее, это не делает меня профессионалом в той области, о которой я сейчас берусь говорить.
Многие родители мечтают о том, чтобы их дети стали успешными. При этом "успех" обычно понимается как высокий социальный статус и большие доходы. Иногда родители искренне заботятся о своих отпрысках, иногда речь идет о неком болезненном честолюбии (хочется быть "мамой успешного сына"). Путь к мечте - научить ребенка как можно раньше как можно большему количеству вещей. В результате в социальных сетях можно наблюдать целые соревнования: "А мой начал читать в три года" - "А мой в два с половиной", "Моя дочь ходит на четыре кружка" - "А моя на шесть", "У меня ребенок учит уже два иностранных языка" - "А у меня три"...
Ключевая идея здесь заключается в том, что чем больше знаний, умений и навыков ты забьешь в ребенка, тем больше у него шансов достичь того самого "успеха". Поэтому родители берут в руки кувалду и лупят, лупят, лупят свое несчастное дитя. "После трех уже поздно", в пять лет - на пять кружков и так далее.
Имеет ли все это смысл?
И я сейчас говорю даже не о том, что пресловутый "успех" может не принести человеку никакого счастья, что очень легко таким способом лишить ребенка детства и вырастить невротика и так далее. Мой вопрос куда проще: если ребенок выучит пять языков, он действительно добьется в жизни большего, чем тот, кто выучил всего три?
Ответ: да, при прочих равных, которые в реальной жизни равными никогда не бывают. Потому что, по моему глубокому убеждению, решающую роль при достижении "успеха" играют три составляющих, не имеющих никакого отношения ни к знанию иностранных языков, ни к умению играть на скрипке, ни к способности перемножать трехзначные числа в уме:
1. Концентрация и энергия. Это умение выбрать правильную цель и сосредоточиться на ней. Это достаточный запас сил для того, чтобы двигаться к этой цели.
Если этого совсем нет, самый талантливый и образованный человек превратится в Обломова или будет распыляться на множество мелочей, так ничего в итоге и не добившись.
2. Уверенность в себе. Это убежденность в собственной правоте и упорство. Это способность спокойно относиться к своим ошибкам, отсутствие страха ошибиться.
Если этого совсем нет, человек будет вечно колебаться, мучиться, сворачивать на полпути, впадать в ступор в любой ситуации, где нужно хоть чем-нибудь рискнуть.
3. Умение создавать социальные связи. Это коммуникабельность, способность легко общаться и сходиться с окружающими. Это умение нравиться окружающим. Это, в конце концов, определенного рода "наглость" - отсутствие психологических барьеров, которые мешают что-то попросить и взять у других людей.
Если этого совсем нет, человек останется "широко известным в узких кругах". Очень узких кругах. Мне иногда приходится случайно натыкаться на некрологи коллег старшего поколения, которые прожили долгую жизнь, преподавали, исследовали, воспитывали учеников, даже что-то печатали, но при этом их знала и ценила лишь горстка специалистов по той же теме. Даже в смежных областях их фамилию никто никогда не слышал.
Знания и навыки, конечно, тоже играют роль. Но они приобретают решающее значение в соревновании между людьми, у которых первые три слагаемых успеха дают примерно одинаковую сумму. Это как в Олимпиаде: побеждает та команда, у которой больше всего "золота". А серебряные медали начинают считать только в том случае, если золотых оказывается поровну.
Из этого правила (как и везде) бывают, конечно, исключения. Бывает так, что людям просто везет. Жизнь слишком сложна для того, чтобы укладываться в простые формулы. Но определенные закономерности в ней все равно существуют.
Печаль (или радость) еще и в том, что все эти три вещи, похоже, в значительной степени врожденные. Один ребенок с пеленок стеснительный и робкий, второй - открытый и коммуникабельный. И ничего с этим особо не поделаешь.
В данном случае я могу судить и по своему собственному примеру. В детстве в меня знания не то что вкладывали - вбивали кувалдой. И да, это в какой-то степени помогло мне в жизни. Но ни в коем случае не компенсировало проблем в вышеописанных трех пунктах.
Какой вывод из этого нужно сделать? Отстать от детей совсем и просто покупать им мороженое - кто сможет, тот выплывет, а кому суждено утонуть, того не спасти? Давайте не будем бросаться из одной крайности в другую. Заниматься с детьми, учить их, развивать (ненавижу это слово), конечно, надо.
Просто отложите в сторону кувалду.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →