navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Кадры решают все

Вчера я написал о своем видении учебного плана бакалавриата истфака. Сегодня хочу сделать одно важное уточнение. Любой учебный план, каким бы хорошим он ни был - всего лишь инструмент, орудие. Главное - люди, которые будут этим инструментом пользоваться.

Речь в данном случае идет о людях, находящихся, образно говоря, по обе стороны кафедры.

Если в системе будет мало квалифицированных и - главное - мотивированных преподавателей, ей не помогут самые хорошие учебные планы. Когда лектор приходит в аудиторию 1 сентября и говорит "Прочитайте учебник, увидимся на экзамене" - не имеет значения, насколько удачно его предмет встроен в учебный план. Если доцент не владеет собственным предметом даже в объеме учебника - все мечты о качественном образовании идут прахом. Если добросовестный, знающий преподаватель вынужден вести 20 пар в неделю - он физически не сможет работать со студентами так, как хотел бы. Его работа превращается в потогонный конвейер с соответствующими результатами.

И первое, и второе, и третье очень часто встречается в нашей системе высшего образования. Я уже не говорю о развитой в некоторых вузах системе мер, стимулирующей преподавателей НЕ работать со студентами и не заниматься ими. Пока эти насущные проблемы не будут решены, никакие идеальные структуры ситуацию не улучшат.

Но для танго, как говорится, нужны двое. Очень часто мотивированный и знающий преподаватель, приходя в аудиторию, сталкивается со студентами, которые либо ничего не хотят, либо ничего не могут, либо и то и другое вместе. В результате занятия превращаются в бессмысленную и мучительную для обеих сторон трату времени. Система высшего образования сама по себе мало что может сделать, если развалена система среднего образования, а у многих поступающих в вузы отсутствует мотивация серьезно учиться ("Я и так пришел к вам в магистратуру, вы что, хотите, чтобы я еще и к экзаменам что-то учил?" - невыдуманная фраза).
Tags: высшее образование
Subscribe

  • Юбилейный год

    Недавно пришло в голову, что в 2021 году у меня аж четыре юбилея. - 25 лет со дня окончания школы - 20 лет со дня окончания университета - 15 лет…

  • Чугунный месяц март

    Два моих самых нелюбимых месяца - это ноябрь и март. Не удивляйтесь, что я называю их именно в такой последовательности: у преподавателя новый год…

  • Королева, нацисты и я

    Хожу я себе тут на днях по супермаркету, никого не трогаю, продукты в тележку складываю. Вдруг звонит телефон. Номер незнакомый. - Алло, - говорят,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments

  • Юбилейный год

    Недавно пришло в голову, что в 2021 году у меня аж четыре юбилея. - 25 лет со дня окончания школы - 20 лет со дня окончания университета - 15 лет…

  • Чугунный месяц март

    Два моих самых нелюбимых месяца - это ноябрь и март. Не удивляйтесь, что я называю их именно в такой последовательности: у преподавателя новый год…

  • Королева, нацисты и я

    Хожу я себе тут на днях по супермаркету, никого не трогаю, продукты в тележку складываю. Вдруг звонит телефон. Номер незнакомый. - Алло, - говорят,…