navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Когда количество переходит в халтуру?

Мои размышления о двадцати парах в неделю получили неожиданное (а точнее, вполне ожидаемое) продолжение. На днях стало известно количество семинарских групп по нашему поточному курсу. В прошлом учебном году их было одиннадцать, в этом - тринадцать. Поскольку один из нашей "великолепной четверки" преподавателей с высокой вероятностью временно отправляется на скамейку запасных, хочется воскликнуть голосом капитана Смоллетта из культового мультфильма: "Нас было четверо против одиннадцати. Теперь нас трое против тринадцати. Блестяще!"

Лично для меня это означает, что на меня падает пять семинарских групп. Так много - в рамках одного предмета - у меня, по-моему, еще никогда не было. Хотя нет, вру: пару лет назад, когда один коллега выбыл из строя по болезни, мне пришлось почти полтора месяца вести шесть групп (три моих и три "за того парня").

Кто-то может сказать: "Подумаешь, пять пар". Во-первых, если бы мои рабочие обязанности исчерпывались этими пятью парами, разговора бы не было. Во-вторых, как я уже писал в прошлый раз, провести семинар можно очень по-разному. Можно отбыть часы, мирно подремать под мелодичное журчание студенческих докладов. А можно заниматься в режиме диалога, ставить задачи, вести дискуссию, на ходу адаптируя ее под конкретную группу. Так гораздо полезнее студентам, но и сил требует куда больше.

Это особенно хорошо чувствуешь, когда у тебя идут четыре группы подряд с одним и тем же материалом. Чем дальше, тем сложнее держать себя в тонусе. На третьей паре при очередном повторении уже дважды сказанного в других аудиториях невольно начинаешь вспоминать бессмертную миниатюру про кроликов, которые не только ценный мех, и борешься с нервным смехом. А на четвертой...

Хорошо, если четвертой идет сильная группа, с которой по-настоящему интересно работать. Несколько лет назад у меня было такое - все "стандартные" задания студенты из последней группы щелкали как орехи, и для них фактически прямо по ходу семинара нужно было ваять другую, более сложную программу. Очень приятный опыт, буквально открывалось второе дыхание. К сожалению, так бывает далеко не всегда.

И мне подумалось: какое количество семинарских групп я мог бы взять - с учетом сохранения всех остальных обязанностей - без потери качества? Не в авральном режиме, не на время чьей-то болезни, а на весь год? После какого порога я уже перестану справляться? Пять групп я, положим, вытяну. А шесть? Восемь? Десять?

Хочется верить, что проверять на практике мне это не придется.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 27 comments