Но есть, на мой взгляд, еще одна важная задача, о которой достаточно редко говорится и которой уделяется мало внимания. Это - стимулирование самостоятельного обучения, самостоятельного приобретения студентом новых знаний и навыков.
Самое забавное, что практически во всех учебных планах есть графа "самостоятельная работа студентов". Причем количество часов в этой графе весьма впечатляющее. Однако в большинстве случаев они остаются мертвыми цифрами на бумаге, в лучшем случае отражаясь в разделе "Обязательная и дополнительная литература по курсу" в учебной программе - разделе, который среднестатистический преподаватель составляет халтурно (считая ненужной формальностью), а среднестатистический студент никогда не читает. По крайней мере, так происходит на гуманитарных факультетах (на естественнонаучных, насколько мне известно, ситуация отличается - но я сейчас не о них).
Периодически руководство некоторых факультетов выступает с призывами "уделять больше внимания самостоятельной работе студентов". Эти призывы остаются гласом вопиющего в пустыне. Ведь организация этой самостоятельной работы - дополнительная нагрузка для преподавателя, проконтролировать выполнение которой практически невозможно. Кроме того, во многих случаях просто отсутствуют готовые шаблоны самостоятельной работы в рамках конкретного предмета (я сейчас не беру курсовые работы).
Действительно, и у многих преподавателей, и у многих студентов есть представление о том, что весь материал должен быть "пройден" в рамках лекций и семинаров. Более того, у студентов иногда вызывает возмущение, когда на экзамен выносятся какие-то темы, не затронутые на лекционных и семинарских занятиях. Даже если эти темы изложены в общедоступном учебнике по курсу. О том, что к экзамену придется читать какую-то дополнительную литературу, в большинстве случаев даже речи не идет.
Между тем, на мой взгляд, аудиторные занятия (лекции и семинары) должны быть своего рода "вершиной айсберга" и носить в определенной степени установочный характер. Студент должен привыкнуть к тому, что преподаватель не может (именно не может, даже если бы захотел - на это просто не хватит времени) научить его всему "от" и "до", что значительную часть работы необходимо будет проделать самостоятельно (хотя, разумеется, и в соответствии с полученными от преподавателя инструкциями).
По сути, тем самым у человека должны закладываться навыки самообразования, которые затем очень помогут ему в дальнейшей карьере - ведь не зря в последнее время все чаще говорится о "способности учиться в течение всей жизни" как о ключевом навыке современного специалиста. Эти навыки должны помогать и в том случае, если на каком-либо конкретном курсе попадается не очень квалифицированный преподаватель, и только самостоятельная работа способна компенсировать низкое качество аудиторных занятий.
Конечно, говорить об этом легче, чем сделать. Тем более - сделать в рамках отдельно взятого предмета силами отдельно взятого преподавателя. Но стремиться к этому, на мой взгляд, необходимо.