navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Аргументация и Гитлер

Что такое закон Годвина, знают все. Если пошли сравнения с Гитлером и Третьим рейхом, спор можно заканчивать. Менее известно псевдолатинское выражение «reductio ad Hitlerum» - так говорят о ситуации, когда оппонента отождествляют с нацистами на основании некого поверхностного сходства («то же самое говорил и Гитлер»). Поэтому строить логические конструкции с участием Третьего рейха в серьезной дискуссии многие считают делом недостойным.

Действительно, образ нацизма сплошь и рядом становится предметом злоупотреблений и спекуляций. Но одновременно он – прекрасная лакмусовая бумажка, которая может (и должна!) использоваться при анализе аргументации. И сейчас я покажу, почему.

В любом споре значительная часть (иногда львиная доля) аргументов формулируется в рамках дедуктивной логики. Это значит, что выдвигается некий общий принцип, и на его основе делается суждение относительно конкретного случая. Классика жанра: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен».

Однако действительно ли этот общий принцип следует безоговорочно принимать на веру? Вопрос может быть спорным и сложным. И вот тут нацизм – как крайнее, экстремальное проявление зла – зачастую позволяет произвести быструю и простую проверку.

Ну, например, некто утверждает: «Петя добрый, ведь Петя любит собачек, а тот, кто любит собачек, не может быть злым». Вполне справедливое возражение будет звучать: «Гитлер тоже любил собачек». В ответ Вы, скорее всего, услышите универсальное «ой, все». А почему, собственного говоря? Правило, претендующее на универсальность, опровергается одним исключением. Сократ так и не помер, зараза? Ну, извините, тогда нельзя говорить, что все люди смертны.

На это могут возразить избитой фразой о том, что из любого правила есть исключения. Тогда извольте пояснить, какие именно исключения бывают из Вашего правила и почему Вы считаете, что изначально обсуждаемый случай («Петя») таким исключением не является. Вы же этого не делаете, а формулируете свой тезис как универсальную истину! Так вот Вам Гитлер, получите, распишитесь.

Другой пример. Некто говорит: «Солдат, который в военное время отказывается выполнять приказы командования – сволочь и мерзавец». Его в ответ спрашивают: «Немецкий солдат, который отказался расстреливать в русской деревне женщин и детей, заподозренных в укрывательстве партизан, был сволочью и мерзавцем?» И сказать этому самому Некту тут особо нечего. Именно поэтому Некты и не любят апелляции к Третьему рейху. Простая максима рассыпается на глазах, приходится напрягать извилины и придумывать какую-то на порядок более сложную аргументацию.

Впрочем, этот самый Некто может ответить: «С моей точки зрения он, конечно, герой. Но с точки зрения его товарищей – сволочь и мерзавец. И я по-своему прав, и они по-своему правы». На первый взгляд выглядит убедительно. Но, если доводить эту мысль логического завершения, получается, что любая дискуссия теряет смысл. Ведь у каждого своя правда, не лучше и не хуже другой, тогда о чем спорить? И еще получается, что вот тот накачанный парень, который идет Вам навстречу, имеет полное право дать Вам в морду и отобрать Ваши часы. Потому что у него своя правда – он считает, что часы ему нужны, а Вам – не очень. И если Вы обратитесь в полицию, то там только разведут руками: оба по-своему правы, в чем проблема-то? Моральный релятивизм, он такой.

Впрочем, для большинства оппонентов в любом случае неприемлемо признать, что Вы – хотя бы «по-своему» - правы. Им непременно нужно доказать Вам свою правоту. А это требует формулировки неких общих принципов и правил, которые вполне допустимо – и порой даже желательно – проверять при помощи "апелляции к Гитлеру".

UPD. Не, ну к набегу городских сумасшедших и троллей я был готов. Но вот количество поклонников сгоревшей тушки меня неподдельно изумило.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • И снова об истории

    Много раз уже об этом писал, но оно никак не желает устаревать. Сначала некоторые граждане говорят: "История - это не наука, ее переписывают все,…

  • О научной новизне, или there and back again

    Обязательный признак научной работы - она должна обладать научной новизной, то есть что-то добавлять к существующему массиву научных знаний.…

  • Все мы немного Сологубы...

    Давным-давно в каких-то мемуарах, посвященных Серебряному веку, я прочел любопытную сценку. Двое молодых поэтов решили открыть новый литературный…

Comments for this post were disabled by the author

  • И снова об истории

    Много раз уже об этом писал, но оно никак не желает устаревать. Сначала некоторые граждане говорят: "История - это не наука, ее переписывают все,…

  • О научной новизне, или there and back again

    Обязательный признак научной работы - она должна обладать научной новизной, то есть что-то добавлять к существующему массиву научных знаний.…

  • Все мы немного Сологубы...

    Давным-давно в каких-то мемуарах, посвященных Серебряному веку, я прочел любопытную сценку. Двое молодых поэтов решили открыть новый литературный…