Собственно, устами главы правительства российская власть в очередной раз заявила о своем отношении к преподавателям школ (а заодно и вузов). Хочу обратить внимание на три ключевых момента. Первое - это сознательная подмена понятий со стороны премьер-министра. Его ведь спросили не о том, как учителю разбогатеть. В этом случае его слова про уход в бизнес были бы уместны, однако его спросили о другом - о том, как учителю выживать в условиях нищенских зарплат. И на это ему ответить было толком нечего.
Второе. Предложение подрабатывать как-нибудь в свободное время - фактически признание в том, что платить учителям нормальные зарплаты государство неспособно, и в обозримом будущем рассчитывать на улучшение не приходится. Поэтому государство в лице премьер-министра предлагает им выполнять свою работу халтурно, так, чтобы оставалось побольше времени на приработки. Классическое "вы делаете вид, что работаете - мы делаем вид, что платим".
И третье. То, что звучит рефреном все последние годы, когда речь идет о науке, образовании и здравоохранении. Я про пресловутое "призвание". Используя расхожее выражение, я мог бы назвать апелляцию к "призванию" последним прибежищем негодяев. Потому что любому мало-мальски разумному человеку понятно: за счет подвижников можно укомплектовать одну школу, один вуз, одну больницу. Огромные системы образования и здравоохранения поддерживать на плаву благодаря подвижникам, готовым следовать своему призванию в любой ситуации, просто не получится. Костяк большой системы - это честные, ответственные работники, которым нравится то, что они делают, которые готовы делать это хорошо - но не ценой нищеты, лишений и отказа от семьи.
Медведев не сказал ничего особенно нового. Отношение к образованию со стороны политического руководства очевидно, достаточно посмотреть на холодные цифры бюджета. Но откровенность его высказываний, действительно, весьма примечательна.