Современная система высшего образования в России тяжело больна. Значительная часть вузов занимается попросту слегка завуалированной продажей дипломов, в большинстве остальных преподаватели с нищенской зарплатой и в рамках потогонной системы пытаются (или даже уже не пытаются) научить хоть чему-нибудь студентов, у которых в большинстве своем нет никакой мотивации учиться. Даже в тех вузах, которые в ходе последней реформы были выбраны в качестве "флагманов" системы, ситуация выглядит достаточно печально.
В итоге у большинства выпускников российских вузов дипломы не стоят той бумаги, на которой они напечатаны. Качественное среднее (и среднее специальное) образование дало бы гораздо лучший эффект, чем сочетание плохой школы с плохим вузом, которое наблюдается сплошь и рядом.
Естественно, рынок труда реагирует на происходящее. Инфляция диплома о высшем образовании достигла такого размаха, что работодатели требуют его у кандидатов на должности, где он совершенно не обязателен (например, секретаря). Порочный круг под названием "Куда же теперь без высшего?" в результате укрепляется еще больше. А люди, учившиеся несколько лет (и часто за бюджетный счет) на юристов или экономистов, идут работать менеджерами по продажам в автосалоны или администраторами в офисы.
Получается парадоксальная по сути ситуация: система не в состоянии финансово обеспечить качественный образовательный процесс, но может позволить себе терять огромные суммы на подготовке "специалистов", которые заведомо никогда не будут работать по специальности. Или, как это бывает в случае с медиками, на подготовку врача деньги есть, а на то, чтобы обеспечить ему достойную зарплату - нет, в результате молодой врач уходит работать в совершенно другую сферу.
По сути, Голодец всего лишь призывает открыть глаза на реальное положение вещей: такое количество специалистов с высшим образованием в нашей экономике совершенно не востребовано, а львиная доля выпускников вузов имеют не образование, а бумажку. В этой ситуации лучше готовить меньше, но качественнее.
Однако проблема заключается в другом. На словах все может выглядеть хорошо и правильно, но дальше-то что? Опыт реформирования высшей школы в России в начале XXI века показал, что все так называемые реформы оборачиваются на деле ухудшением ситуации как для преподавателей, так и для студентов. Как в старом анекдоте - "и зайцев не спасли, и с ребятами как-то нехорошо получилось". Поэтому, как это часто бывает, даже при правильной (в принципе) постановке диагноза лечение может оказаться хуже самой болезни.
Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере высшего образования, нужны масштабные преобразования, затрагивающие и среднюю школу, и систему профобразования, и сферу труда, и экономику в целом. Менять одну часть системы без изменения системы в целом - в значительной степени бессмысленное занятие.
Что же касается проблемы инфляции высшего образования и перепроизводства специалистов, то ее, на мой взгляд, нужно решать не за счет сокращения числа бюджетных мест, а за счет ужесточения требований к студентам и усиления "отсева" во время обучения.