navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

О хороших преподавателях - 10 лет спустя

Ровно десять лет назад я, только-только защитивший кандидатскую диссертацию и всего пару лет проработавший в вузе, написал короткую заметку "О хороших преподавателях". Основная мысль ее заключалась примерно в следующем:

Решил проанализировать: что для студентов означает "хороший преподаватель"?
1. Читает предмет интересно.
2. Пораньше заканчивает пары.
3. Не обращает внимания на опоздания и пропуски студентами лекций.
4. Мягко спрашивает на экзамене, завышает оценки, в идеальном случае - ставит всем "пять" автоматом.


Далее разбирался каждый пункт и делался неутешительный вывод о том, что студенты считают "хорошим преподавателем" человека, который на занятиях травит байки и откровенно махнул рукой на качество образования. Вывод, впрочем, не слишком оригинальный - подобные мысли я нередко слышал от своих старших коллег.

С тех пор прошло, повторюсь, 10 лет. Что я могу сказать теперь, имея уже гораздо более богатый опыт?

1. Все студенты разные. То, что импонирует одним, может вызывать неприятие у других.

2. Студенты уважают преподавателя, который действительно очень хорошо знает своей предмет. Могут не любить, но уважают. По крайней мере, большинство. Такому преподавателю прощаются, в том числе, и жесткие требования. Вот если преподаватель обнаруживает серьезные пробелы в своих собственных познаниях, но при этом спрашивает со студентов по полной программе - это вызывает вполне закономерные обиды и негодование. Пример из жизни: на потоке несколько преподавателей ведут семинары у параллельных групп, требования жесткие у всех, претензии (в том числе по результатам экзамена) только к одному.

Свои знания, разумеется, желательно еще и излагать в доступной и по возможности интересной форме. Это реально, хотя и требует больших затрат времени и сил на подготовку лекций. О том, как сделать занятие максимально интересным и полезным, при этом не превращая его в выступление стендап-комика, я как-нибудь обязательно напишу.

3. Один из лучших способов заслужить хорошее отношение со стороны студентов - это хорошо к ним относиться. Причем искренне, а не напоказ. Если студенты видят, что ты действительно хочешь их чему-то научить, хочешь сделать для них что-то полезное - они тоже на это реагируют позитивно. Подчеркну - доброе отношение должно быть искренним и не зависеть от оценок, которые ты ставишь студенту. Тогда и к тебе будут относиться так же. Вспоминаю одного из своих университетских преподавателей, который на зачете мог завалить половину курса, но при этом оставался всеобщим любимцем, поскольку на 100% соответствовал этому и предыдущему пункту.

4. Откровенный популизм, панибратство, поголовное выставление хороших оценок, понты и пускание пыли в глаза, подмена лекций и семинаров байками и рассказами о собственной жизни - все это практикуется многими преподавателями и, к сожалению, действует на многих студентов. Хотя и не на всех. Приходилось слышать от студентов жалобы на уважаемого профессора - "он нам на лекциях рассказывает исторические анекдоты вместо того, чтобы давать материал".

Посмотрим, что я захочу добавить к этому еще через 10 лет :)
Tags: преподавание
Subscribe

  • День победы - 1871

    Первые победы германской армии в августе 1870 года вызвали всплеск энтузиазма в немецких городах и селах. Праздничная иллюминация, колокольный звон,…

  • Падение на Родину, или долгий путь домой

    Война закончена, подписан мир. А что же дальше? По мановению волшебной палочки все возвращаются к обычной мирной жизни? Как бы не так! Для солдат и…

  • Как победить гидру?

    Стоит отрубить одну голову - на ее месте вырастают две. Именно так выглядела война с республиканскими армиями в глазах немецкого командования…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments