navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

"День Р"

В продолжение темы об управлении собственным временем хочу написать об очень важной вещи - о личном развитии. Все, чем занимается человек, можно, с моей точки зрения, разделить на рутину и развитие. Рутина - повседневные дела (дома и на работе), которые мы выполняем, двигаясь по привычной колее. Развитие - это то, что двигает нас вперед. К развитию я в данном контексте отношу:

- Во-первых, процесс приобретения новых знаний, умений и навыков. Как считают многие специалисты, учиться хотя бы "понемногу чему-нибудь и как-нибудь" на протяжении всей жизни - значит поддерживать мозг в тонусе и значительно снизить риск старческого слабоумия. Поэтому обучение чему-то новому, помимо чисто практического смысла, имеет самостоятельную ценность и может быть рекомендовано всем и каждому.

- Во-вторых, это реализация проектов, позволяющих подняться на качественно новую ступень в своей деятельности. Например, написание книги или открытие собственного дела. Грань с рутиной здесь, конечно, довольно тонкая. Если Ваша основная деятельность заключается в том, чтобы под копирку писать одинаковые книжки, развитием это не будет. Точно так же не будет развитием выполнение в течение 30 лет одной и той же трудовой функции, хотя очевидно, что за эти 30 лет человек, скорее всего, значительно улучшит свои навыки выполнения данной функции. А вот переход на новую должность с расширенным кругом полномочий и ответственности - это, безусловно, развитие.

Кому не нравится слово "рутина" - поменяйте на "текущую деятельность". По смыслу разницы никакой.

Если говорить о преподавателе высшей школы, развитием для него будет:
- обучение новым знаниям и навыкам (например, изучение иностранного языка)
- реализация новых научных проектов
- подготовка новых учебных курсов (или кардинальная переработка старых, сопоставимая по объему с разработкой новых)

Рутиной в этом случае можно назвать:
- преподавание (основная работа, за которую и платят)
- модернизация учебных курсов (поскольку она, как правило, просто позволяет поддерживать существующий уровень - об этой специфике работы в вузе я уже писал)
- всевозможные совещания, заседания, написание отчетов и пр. и пр.
- выступления на конференциях и написание статей по темам, не требующим большого объема новой работы (например, когда автора монографии о Черчилле просят написать для какого-то сборника статью о Черчилле, которую он на 50% берет из собственной монографии, а на 50% из уже собранных в процессе работы над монографией материалов).

Думаю, многие ощущали на себе, что рутина стремится заполнить собой все пространство нашей жизни. Если рабочей рутины для этого не хватает, ей на помощь приходит рутина бытовая. Да, у меня все готово к лекции, которая послезавтра, но тетя Мотя уже третью неделю просит починить ей люстру, а если чинить люстру, надо и на чай оставаться, да еще и жена требует вынести елку, поскольку майские праздники на носу и т.д. и т.п.

Можно, конечно, развитию присваивать высший приоритет. Только это не поможет. Потому что в таком случае нам придется заниматься рутиной по остаточному принципу, а это неправильно. То, что то или иное дело мы относим к категории рутинных, не значит, что оно не является важным и его можно делать по принципу "на отвали". Например, если основную работу выполнять "чтобы отвязались", можно в итоге без нее остаться и оказаться с "приоритетом развития" в глубокой яме.

Так что же делать, если рутина стремится заполнить собой все? Разумеется, строить дамбы.
Точно так же, как мы выделяем себе жестко очерченное время на отдых, нужно выделять время развития. Желательно, чтобы это был как минимум один день в неделю, в течение которого мы занимаемся только и исключительно проектами, попадающими под категорию "развитие" ("День Р").
Возможно, кто-то воскликнет: "У меня нет такой возможности!" Как показывает жестокая практика, желание ищет возможности, нежелание - причины. Сказать "я не могу" - это, разумеется, самое легкое, не надо напрягаться. Что ж, у каждого есть право на личный выбор.

Если Вы все-таки очень хотите выделить время на развитие, но у Вас не получается выкроить целый день от рассвета до заката (предположим, один день Вы уже отвели под безусловный выходной) - этот день можно разделить на несколько кусков. При этом продолжительность дня принимается за 12 часов, продолжительность каждого куска желательна не менее 3 часов (чтобы была возможность сосредоточиться). Опять же, эти часы должны быть установлены так же жестко, как Ваш рабочий график.

Если у Вас по какой-то причине (болезнь, природная или техногенная катастрофа и т.п.) не получилось заняться развитием в назначенное время, возможен перенос не более чем на неделю. Если переносы приобретают постоянный характер или, хуже того, накапливаются - займитесь оптимизацией Вашей рутинной деятельности. Пусть тетя Мотя вызовет электрика, в конце концов.
Для преподавателя высшей школы, ИМХО, одного дня в неделю мало. Нужно как минимум два. Не получается - пересмотрите свои обязательства. Скорее всего, помимо основной работы Вас грузят кучей всякой фигни, от которой надо избавляться.

Вот как-то так. На научную новизну не претендую, наверняка кто-нибудь уже писал что-нибудь подобное. Мне об этом, однако, неизвестно.
Tags: психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments