navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Научный руководитель. Инструкция для пользователя.

Наступил сентябрь. Для многих студентов, особенно для первокурсников, это - самое время озаботиться выбором научного руководителя. Как сделать правильный выбор и не пожалеть о нем? Ниже - ряд простых советов.

1. Иногда студенты стараются попасть к наиболее "заслуженному" преподавателю. На самом деле, возраст, звания, заслуги человека сами по себе ничего не говорят о том, каким он будет научным руководителем. Пожилой профессор может оказаться мудрым наставником - или обремененным кучей обязанностей усталым стариком, у которого нет ни времени, ни сил на полсотни своих "подопечных". Доцент средних лет может быть прекрасным руководителем с большим опытом - или вечно занятым, бегающим по трем халтурам и наплевательски относящимся к научному руководству. Молодой ассистент может быть одаренным и начитанным энтузиастом, у которого для студентов масса времени и сил - или зеленым и неопытным юнцом с кучей комплексов. Короче говоря, оценивать потенциального руководителя по формальным признакам - безнадежное дело.

2. Несколько более подходящий критерий для выбора научного руководителя - та сфера, которой он занимается. Если Вы хотите изучать внешнюю политику Англии, логично пойти к специалисту в данной области. При прочих равных и даже несколько неравных это будет лучше, чем идти к человеку, который изучает совершенно другие сюжеты. Однако здесь тоже есть два "но". Во-первых, "прочие" бывают сильно неравными, то есть имеющийся в наличии специалист в Вашей области может оказаться просто отвратительным наставником. Во-вторых, нередко бывает так, что специалиста конкретно по Вашей теме просто нет.

3. Лучший способ выбрать себе подходящего научного руководителя - это спросить старших товарищей. "Сарафанное радио" позволит Вам прийти именно к тому человеку, который подойдет именно Вам. Ведь здесь все индивидуально: кому-то больше подойдет руководитель, способный уделить своему подопечному массу времени, кому-то - более занятой, зато обладающий широкими связями, которыми ученик сможет воспользоваться. Кто-то вообще будет счастлив научному руководителю, который привык "чтоб не измучилось дитя, учить его всему шутя, не докучать моралью строгой".

4. Помните: научное руководство придумано для студента. Научный руководитель - для Вас, а не Вы - для него. Поэтому, если Вы недовольны своим научным руководителем, поменять его - Ваше священное право. Конечно, делать это нужно максимально корректно. Да, и в этом случае сохраняется шанс, что Ваш прежний научный руководитель обидится на Вас. Но, в конечном счете, Вы пошли в вуз с целью чего-то добиться или с целью никого не обидеть? Решать Вам.

5. Для студента, который хочет чему-то научиться, самый опасный тип научного руководителя - так называемый "добренький". Он очень благожелательно - причем искренне благожелательно - относится к студенту, морально поддерживает, всегда ставит "пятерки", но... ничему не учит. Не консультирует, не читает курсовые. При этом его искренне изумляет, если студент чем-то недоволен - как же, я ведь так его люблю и стараюсь во всем помочь! Именно поэтому студенту психологически сложно расстаться с таким руководителем, "обидеть хорошего человека". В итоге, пока другой преподаватель гоняет своих подопечных, как сержант новобранцев, и делает из них профессионалов, Вы топчетесь на месте под одобрительным взглядом "добренького". В годы учебы Вам может нравиться эта "доброта"; но если Вы будете работать по специальности, то через пять лет после окончания вуза проклянете и своего научного руководителя, и себя за недостаток решимости.

6. Помните: отношение научного руководителя к Вам зависит в первую очередь от Вас. Да, добросовестный преподаватель будет делать для Вас все, что должен делать. Но будет ли он делать больше этого? Понятие "любимый ученик" появилось не случайно. Преподаватели - тоже люди, и они больше времени и сил отдают тем, с кем им интересно работать. Как добиться этого интереса? В первую очередь преподаватель должен видеть, что Вам самим интересно то, чем Вы занимаетесь. Что Вы стараетесь развиваться, делать больше необходимого минимума, проявлять инициативу, а не просто выслушивать и выполнять его указания. Тогда и он, со своей стороны, будет стараться дать Вам как можно больше.
Tags: преподавание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments