Я понимаю, что это актуально в первую очередь для школьников. "Будешь плохо себя вести - оставлю тебя дома, будешь читать книжку из списка домашнего чтения". А потом родители удивляются, что ребенок ничего не хочет читать. Однако и в вузах такие вещи широко распространены - с похожими последствиями.
Помню, учился я на первом курсе аспирантуры. У нас был курс философии истории. Отношение к философии у меня после изучения этого предмета в вузе было, мягко говоря, не лучшее, да и профессора, который вел этот курс, я знал не с лучшей стороны. Поэтому отпрашиваться с работы на лекции у меня никакого желания не было. Таким, как я, прогульщикам было назначено наказание - прочесть без малого четыре десятка книг по философии истории и теории исторической науки.
Делать нечего, я пошел знакомым маршрутом в РНБ и засел за книги, предчувствуя массу потерянных часов. Как же глубоко я ошибался! Книги я глотал жадно, одну за другой. Благодаря "наказанию" я, выпускник истфака, впервые соприкоснулся с такой интереснейшей областью, как теория и философия истории. Интерес к ней сохраняется у меня по сегодняшний день.
В общем, наказание оказалось для меня весьма полезным и продуктивным. Дебилизм ситуации, однако, заключался в том, что список из 40 книг был задуман как страшилка, призванная заставить аспирантов ходить на лекции, или барьер, призванный не дать "прогульщику" получить хорошую отметку. И вот это уже по-настоящему грустно.
Почему-то чтение дополнительной литературы достаточно часто рассматривается как наказание и в средней, и в высшей школе. Например, у нас в рамках "Истории международных отношений" было введено (не мной) правило: кто не сделал доклад на семинаре - должен прочесть к экзамену пять книг. Пару лет назад я это правило отменил. Во-вторых, потому что все равно не читали. А во-первых - потому что чтение книг не должно быть наказанием.
Когда учащийся слышит "В наказание, Иванов, ты должен будешь прочесть десять книг", у него, во-первых, сразу же формируется отношение к этим конкретным десяти книгам. Потому что наказание - это что-то неприятное. И в подавляющем большинстве случаев Иванов либо не будет читать эти книги в принципе (соглашаясь лучше на плохую отметку), либо пробежит их по диагонали, не вчитываясь, чтобы от него наконец отделались.
Во-вторых, при этом формируется подсознательная установка на то, что чтение книг (по крайней мере, по данной теме) может в принципе являться только наказанием. Это практически наглухо отрубает интерес к дальнейшему, уже самостоятельному, изучению предмета. Истории вроде моей, когда "наказание" ведет к появлению стойкого интереса - скорее исключение из правила.