navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Дряхлеющие львы

В свое время я очень удивился, когда узнал, что в Германии преподавателю вуза дают доработать ровно до пенсии, а потом выставляют за дверь. На фоне нашей системы, где профессора работают, пока смерть не разлучит их с родной кафедрой, это смотрелось дико.

Действительно, какой смысл увольнять человека, который еще вполне в состоянии работать? Который пользуется авторитетом, имеет огромный опыт и находится зачастую в самом расцвете сил? Конечно, далеко не все пожилые преподаватели соответствуют этому светлому образу, но неужели нельзя применять дифференцированный подход?

Постепенно, наблюдая в процессе работы за старшими коллегами, я понял: нельзя. Вернее, можно, но очень трудно. Очень трудно заявить пожилому заслуженному профессору: "Вы знаете, Ваш ровесник Иванов еще поработает, а Вы уже вышли в тираж, извините". В итоге пенсионеры - подчас глубокие - продолжают в изобилии обитать на кафедрах наших вузов тенью своих прошлых заслуг.

Что же в этом плохого? Плохо то, что на одного профессора в возрасте 70 и старше, сохранившего полную работоспособность и интеллектуальную свежесть, приходится десяток его коллег, силы которых уже подошли к концу. Они уже практически ничего не пишут, им трудно передвигаться, они не в курсе новейших достижений в своей области и с большим трудом читают лекции - но все равно "работают". Слово "работают" я беру в кавычки, поскольку реальной работы, при всем уважении к этим заслуженным людям, часто нет - мне известен случай, когда пожилого профессора, который не мог даже доехать до университета и имел очень большие проблемы с памятью, все равно не отправляли на пенсию.

Особенно тяжело смотреть на заведующих кафедрами в этом возрасте. Как стареющие вожаки стаи, они подсознательно чувствуют, что их время сочтено, и отчаянно сопротивляются этому. Как правило, все их силы уходят на то, чтобы выглядеть лидерами. На научную работу, совершенствование учебных курсов, работу с подопечными студентами, коих они набирают себе в огромных количествах, времени и сил уже не остается. Хорошо, если они не начинают плести византийские интриги против более молодых конкурентов, которые, как им кажется, метят на их место.

Когда профессорскую ставку занимает человек, который в силу возраста не способен к продуктивной работе, от этого плохо всем. Плохо студентам, которые слушают давно устаревший материал и лишены нормального научного руководства. Плохо коллегам, которые лишены возможности продвинуться по карьерной лестнице. 75-летний профессор блокирует дорогу не только 50-летнему доценту, но и 30-летнему старшему преподавателю, который мог бы перейти на ставку этого доцента, и 25-летнему ассистенту, которому теперь черт знает сколько ждать вакансии старшего преподавателя, и талантливому аспиранту, которого хотят, но не могут взять ассистентом из-за отсутствия ставок. А ведь повышение в должности - это не только карьера, это и рост зарплаты, которая у нас в стране слишком низка для того, чтобы пренебрегать возможностью хоть немного ее повысить.

Что же делать? Применить германское решение? Подходит ли оно для нашей страны?
На мой взгляд - не очень, поскольку есть существенные различия.

1) В Германии пенсия достаточно велика для того, чтобы старый ученый мог жить достойно. У нас для многих профессоров уйти на пенсию - значит прыгнуть в нищету.
2) В Германии ученый-пенсионер может продолжать научные исследования и остается членом научного сообщества. В нашей академической культуре, к сожалению, принадлежность к научному сообществу определяется во многом актуальным местом работы/учебы. Ушедший на пенсию практически автоматически уходит из науки. Исключения, конечно, есть, но именно что исключения.
3) В России существуют серьезные проблемы с качеством преподавательских кадров. В результате "реформ" оказалось выбито целое поколение ученых и преподавателей. В связи с этим нередко встречается ситуация, когда "в бой идут одни старики".

Поэтому прямое копирование германского опыта в данном случае недопустимо.
Что же тогда можно сделать? На мой взгляд, решение следующее:

1) Ввести для уходящих на пенсию профессоров, проработавших в вузе не менее 10 лет, особые профессорские пенсии в размере их оклада. Это значительно уменьшит финансовый стимул цепляться за ставку до последнего.
2) Профессоров, которые к 70 годам (я бы установил именно такой предельный возраст) еще сохранили полную работоспособность, переводить на специально созданные сверхштатные ставки. Сверхштатный профессор может помимо научной деятельности осуществлять научное руководство студентами и читать авторские спецкурсы (строго по выбору и не более одного в семестр).
Правда, встает вопрос о том, кому давать эти сверхштатные ставки. Дифференцированный подход по упомянутой выше причине не очень эффективен, ограничивать число этих ставок - тоже не лучший выход. Возможно, имеет смысл сделать зарплату на этих ставках не выше "профессорской пенсии" и безоговорочно отправлять на пенсию тех, кто по состоянию здоровья уже не может работать.
Tags: высшее образование
Subscribe

  • Чугунный месяц март

    Два моих самых нелюбимых месяца - это ноябрь и март. Не удивляйтесь, что я называю их именно в такой последовательности: у преподавателя новый год…

  • Королева, нацисты и я

    Хожу я себе тут на днях по супермаркету, никого не трогаю, продукты в тележку складываю. Вдруг звонит телефон. Номер незнакомый. - Алло, - говорят,…

  • Бесплатная версия школы

    Побывал вчера на родительском собрании. В первый раз в своей жизни. Ничего плохого не могу сказать - все прошло прилично и заняло всего-навсего чуть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments

  • Чугунный месяц март

    Два моих самых нелюбимых месяца - это ноябрь и март. Не удивляйтесь, что я называю их именно в такой последовательности: у преподавателя новый год…

  • Королева, нацисты и я

    Хожу я себе тут на днях по супермаркету, никого не трогаю, продукты в тележку складываю. Вдруг звонит телефон. Номер незнакомый. - Алло, - говорят,…

  • Бесплатная версия школы

    Побывал вчера на родительском собрании. В первый раз в своей жизни. Ничего плохого не могу сказать - все прошло прилично и заняло всего-навсего чуть…