Попробуем сформулировать критерии, на основании которых среднестатистический преподаватель выставляет сегодня оценку на экзамене. Оговорюсь сразу: все люди разные, диапазон весьма широк. Кто-то ставит оценки по принципу "на пятерку знает господь бог, на четверку - я...". Кто-то, наоборот, выставляет "отлично" всем без разбору, лишь бы не заморачиваться. Но это все-таки крайние случаи, и, по моим наблюдениям, представления большинства преподавателей находятся в рамках определенного диапазона.
Итак, "удовлетворительно" выставляется студенту, который знает хоть что-то.
"Хорошо" - тому, кто знает предмет более или менее прилично, но все-таки допускает грубые ошибки или демонстрирует некие существенные пробелы.
"Отлично" - тому, кто не допускает совсем уж грубых ошибок и выполняет все формальные требования (не обязательно на высоком уровне) - ходит на все занятия, вовремя сдает все работы и т.п.
Разумеется, в таком виде система оценок бессмысленна. Как могли бы выглядеть, на мой взгляд, более осмысленные критерии?
- "Удовлетворительно". Студент обладает основными знаниями и навыками, требуемыми в рамках курса, и не допускает грубых ошибок. Важная задача - в корне изменить отношение к этой оценке. Сегодня получить "тройку" считается чем-то позорным. Такого быть не должно; оценка "удовлетворительно" должна говорить о том, что студент владеет всеми необходимыми основами данного конкретного предмета, но не проявляет к нему интереса. Что, согласитесь, вполне допустимо.
- "Хорошо". Студент обладает всеми знаниями и навыками, требуемыми программой курса. Он хорошо освоил не только необходимый минимум, но и все содержание учебной дисциплины.
- "Отлично". Студент демонстрирует знания и навыки, значительно превосходящие то, что от него требуется в рамках данного курса. Например, в результате прочтения большого количества дополнительной литературы. Оценка "отлично" фактически является индикатором повышенного интереса студента к конкретной дисциплине. При этом студент не может получить "отлично" по всем предметам сразу, поскольку он физически не сможет освоить их в соответствующем объеме. Фактически потолок для студента на сессии - одна-две оценки "отлично", остальные - "хорошо".
При таких критериях приложение к диплому из ничего не значащей разноцветной бумажки превратится в документ, характеризующей конкретного студента. Будет четко виден, в первую очередь, интерес и способности (или отсутствие таковых) к конкретным предметам.
Разумеется, вводить новые критерии по понятным причинам имеет смысл на уровне не ниже отдельно взятого вуза.