navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Ревальвация оценок

В последние годы в высшем образовании наблюдается ярко выраженная девальвация оценок. Процесс этот, конечно, начался далеко не вчера. К настоящему времени он достиг уже своего логического завершения, когда выставленная отметка не говорит практически ни о чем. Поэтому на оценки, полученные студентом в вузе, за пределами этого самого вуза почти никто не смотрит - это попросту бессмысленно.

Попробуем сформулировать критерии, на основании которых среднестатистический преподаватель выставляет сегодня оценку на экзамене. Оговорюсь сразу: все люди разные, диапазон весьма широк. Кто-то ставит оценки по принципу "на пятерку знает господь бог, на четверку - я...". Кто-то, наоборот, выставляет "отлично" всем без разбору, лишь бы не заморачиваться. Но это все-таки крайние случаи, и, по моим наблюдениям, представления большинства преподавателей находятся в рамках определенного диапазона.

Итак, "удовлетворительно" выставляется студенту, который знает хоть что-то.
"Хорошо" - тому, кто знает предмет более или менее прилично, но все-таки допускает грубые ошибки или демонстрирует некие существенные пробелы.
"Отлично" - тому, кто не допускает совсем уж грубых ошибок и выполняет все формальные требования (не обязательно на высоком уровне) - ходит на все занятия, вовремя сдает все работы и т.п.

Разумеется, в таком виде система оценок бессмысленна. Как могли бы выглядеть, на мой взгляд, более осмысленные критерии?

- "Удовлетворительно". Студент обладает основными знаниями и навыками, требуемыми в рамках курса, и не допускает грубых ошибок. Важная задача - в корне изменить отношение к этой оценке. Сегодня получить "тройку" считается чем-то позорным. Такого быть не должно; оценка "удовлетворительно" должна говорить о том, что студент владеет всеми необходимыми основами данного конкретного предмета, но не проявляет к нему интереса. Что, согласитесь, вполне допустимо.

- "Хорошо". Студент обладает всеми знаниями и навыками, требуемыми программой курса. Он хорошо освоил не только необходимый минимум, но и все содержание учебной дисциплины.

- "Отлично". Студент демонстрирует знания и навыки, значительно превосходящие то, что от него требуется в рамках данного курса. Например, в результате прочтения большого количества дополнительной литературы. Оценка "отлично" фактически является индикатором повышенного интереса студента к конкретной дисциплине. При этом студент не может получить "отлично" по всем предметам сразу, поскольку он физически не сможет освоить их в соответствующем объеме. Фактически потолок для студента на сессии - одна-две оценки "отлично", остальные - "хорошо".

При таких критериях приложение к диплому из ничего не значащей разноцветной бумажки превратится в документ, характеризующей конкретного студента. Будет четко виден, в первую очередь, интерес и способности (или отсутствие таковых) к конкретным предметам.

Разумеется, вводить новые критерии по понятным причинам имеет смысл на уровне не ниже отдельно взятого вуза.
Tags: высшее образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments