navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

История международных отношений или история дипломатии в Европе? Часть 4

Что следует предпринять в данной ситуации? Ответ очевиден – необходимо создание учебника, написанного на основе новой концепции. Суть последней заключается в том, что предметом рассмотрения являются международные отношения во всем их многообразии. В таком учебнике должно быть отражено тесное переплетение экономических, политических, военных и культурных связей, показана динамика развития международных отношений в различных регионах планеты.

Отметим сразу – создание такого учебника неизбежно столкнется с рядом серьезных трудностей. Далеко не последняя из них – состояние современной историографии. Учебная литература всегда базируется на исследовательских работах, а в этой области сегодня сохраняют свое значение все перечисленные выше тенденции. Читатель, заинтересовавшийся историей Вестфальской или Венской системы, легко найдет множество прекрасных обобщающих трудов; гораздо сложнее ему придется, если он захочет получить представление о международных отношениях в Восточной Азии в XVII-XVIII вв. или в Западной Африке до европейской колонизации. В этой сфере по-прежнему правят бал национальные истории, из которых по крупицам приходится добывать сведения о существовавшей системе международных отношений. Ярким примером является шеститомная коллективная монография «История Востока», представляющая собой, по сути, сборник очерков по истории отдельных государств .

Еще сложнее дело обстоит, если речь идет об экономической или культурной истории. К примеру, обобщающих работ по истории международных экономических отношений в Новое время практически не существует. Имеющиеся монографии и учебники по истории экономики представляют собой в большинстве случаев сумму историй национальных экономик. Лучшие из них концентрируются на процессах и явлениях, характерных для мировой (или европейской) экономики в целом, однако не уделяют большого внимания системе международных экономических отношений. Нам удалось обнаружить только один российский учебник, посвященный истории международных экономических отношений.

Стоит особо подчеркнуть, что такая ситуация характерна не только для российской, но и для мировой историографии. Отдельные блестящие работы, посвященные экономическим связям в конкретном регионе в определенный период времени (например, второй том знаменитого труда Фернана Броделя), не слишком влияют на общую ситуацию. Работа автора учебника в этих областях будет напоминать труд золотодобытчика, которому в поисках драгоценного металла придется просеивать тонны песка.

Отсюда непосредственно вытекает еще ряд сложностей. Во-первых, для создания такого учебника необходимы обширные знания в самых различных областях. Напрашивается вывод о том, что подобное издание может быть плодом только коллективного творчества. Формирование представительного коллектива специалистов, организация его работы неизбежно потребуют крупных материальных вложений. Тем не менее, существует достаточно большое количество успешных примеров реализации подобных проектов – можно вспомнить хотя бы знаменитые «Кембриджские истории». Кроме того, на наш взгляд, является заблуждением представление о том, что отдельно взятый историк не может охватить все стороны исторического процесса и создать масштабное полотно. В качестве примера такого полотна, описывающего длительный период времени, можно назвать историю XIX века, принадлежащую перу немецкого исследователя Ю. Остерхаммеля.

Непростой задачей станет для автора систематизация и упорядочивание столь обильного и разнопланового материала. Неизбежно возникнет вопрос о том, как сделать текст учебника сбалансированным, емким, хорошо структурированным. Однако даже самые сложные вопросы вполне возможно решить, если поставить перед собой четкую цель.

Однако по силам ли студенту освоение столь масштабного и сложного материала? Здесь перед нами возникает еще одна важная задача – учебник должен быть написан хорошим языком, доступен для понимания, не перегружен избыточной информацией. В то же время, на наш взгляд, было бы неправильно писать учебник по принципу одного из героев знаменитого произведения Фонвизина, самозваного учителя Вральмана, заботившегося в первую очередь о том, чтобы его воспитанник не заболел от слишком усердной учебы. Студент должен уметь понимать и анализировать сложные, комплексные явления – и лучшей помощницей в этом может стать как раз история международных отношений. Которая, конечно же, является намного более многогранной, чем та картина, которую рисуют современные отечественные учебники.
Tags: историческая наука
Subscribe

  • Апрель. Пробуждение.

    Вот и настал апрель. Пробуждается природа... Какая, к черту, природа? Студенты пробуждаются. Студенты! Со своими курсовыми и выпускными работами.…

  • Год на дистанции

    Примерно в эти дни год назад в нашу жизнь вошло дистанционное преподавание. Помню как сейчас: в пятницу, 13-го мы до позднего вечера принимали…

  • Древнегреческие отмазки

    Контрольные работы... Сколько чудесных, захватывающих историй мне довелось выслушать благодаря им за свою преподавательскую карьеру! Историй о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments