"Артиллерийский дивизион, невзирая на потери, вел постоянный огонь по противнику, обрушивая на его головы тысячи снарядов". Интересно, что бы смогли обрушить на головы противника расчеты орудий, если бы им бесперебойно, невзирая на бомбежки и постоянно выходящую из строя технику, не привозили те самые тысячи снарядов?
"Танкисты в беспримерном порыве, на одном дыхании продвинулись на триста километров вглубь вражеской территории". Дыхание-то у них, возможно, было одно, а вот заправок горючим - наверняка не одна. Надолго бы хватило этого беспримерного порыва, если бы система снабжения спасовала перед огромными трудностями, связанными с необходимостью доставки огромного количества грузов на дальние дистанции по разбитым дорогам с еще не снятыми минными полями и блуждающими группами солдат противника?
Но мало кто из любителей военной истории задает подобные вопросы. Работу тыловиков замечают только тогда, когда они с ней не справляются. Когда те же самые танкисты вынуждены остановиться, потому что колонны с горючим не смогли их догнать. Когда солдаты неделю не получают горячей пищи, а вышедшую из строя технику приходится бросать ввиду отсутствия запчастей. Естественно, от этого образ тыловика более светлым не становится.
Представьте себе летчика, выдающегося аса, сбившего сотню вражеских самолетов. Он стоит на аэродроме рядом со своим истребителем. Летчик готов к бою, но истребитель не заправлен, снарядов тоже нет, да и новые детали для замены вышедших из строя никто не привез. Что летчик сможет сделать в этой ситуации? Только застрелиться.
А теперь представьте, что к этому летчику подходит командир и говорит: "Капитан Иванов, в нашем полку проведена оптимизация. Весь лишний персонал сокращен. Теперь Вам предстоит самому съездить за горючим на базу, заправить самолет, потом забрать со склада боеприпасы, затем самостоятельно провести техобслуживание самолета. После этого можете вылетать".
Бред? Очевидный бред. Тем не менее, на "гражданке" этот бред можно наблюдать сплошь и рядом.
В любой крупной организации есть свои "тыловики". Их труд не очень заметен, иногда даже кажется, что они вообще не особенно нужны. Но, оставшись без них, начинаешь понимать, какую важную работу они выполняли.
Пример подобной организации - университет. В последнее время во многих вузах стало модным проводить "оптимизацию" учебно-вспомогательного персонала, которая заключается в том, что функции, например, лаборантов передаются преподавателям. Но даже там, где этого не происходит, зарплаты вспомогательного персонала смехотворно малы. В результате часть вакансий свободна, а на многих других работают люди, которым даже дохлую черепаху сторожить не доверишь. И это, естественно, напрямую сказывается на эффективности работы преподавателей.
Случай из жизни: проводится важное мероприятие для преподавателей. За неделю до него информация рассылается из ректората по факультетам. До преподавателей она доходит спустя два дня после того, как мероприятие состоялось. Почему? Да потому что в одном передаточном звене человек работает на полставки и его не было два рабочих дня подряд, в другом работает бабушка, которая проверяет почту раз в день, в третьем - девочка, которая боится переслать информацию без прямого указания своего начальства. Работа "тыла " не организована - и в итоге мероприятие, предназначенное для преподавателей, проходит вхолостую.
А ведь как удобно было бы работать с хорошо организованными и бесперебойно функционирующими "тылами". Например, с научным отделом, который один раз запросил твой профиль - а затем сам находит и предлагает тебе грантовые программы, помогает оформить заявку (а также организовать сопровождение и отчитаться в случае успеха), а тебе остается только заполнить содержательную часть и вволю заниматься научным исследованием. Разумеется, все это преподаватель может делать и сам; но когда сотня сотрудников по отдельности друг от друга выполняют одну и ту же работу по поиску подходящих грантов, конференций, стажировок и прочего, получается чудовищно неэффективная трата драгоценных ресурсов.
Однако мало где эти простые истины понимают и тем более пытаются им следовать. У нас обычно считают, что для того, чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить. То есть, применительно к преподавателю, обставлять все новыми условиями получение надбавок и требовать все более обширную отчетность. В краткосрочной перспективе это даже отчасти срабатывает. А на долгосрочную думать, естественно, никто не пытается.