navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Сколько работает преподаватель?

Сколько часов в неделю работает преподаватель вуза? Полагаю, многие мои коллеги глубоко задумаются, если задать им этот вопрос. Работа преподавателя никак не нормирована, периоды авралов сменяются относительным затишьем. Да и чего ради подсчитывать? Сколько нужно, столько и работает.

Однако подсчитывать надо. Хотя бы для того, чтобы объяснить гражданам (весьма многочисленным, увы), которые искренне полагают, что если у преподавателя нагрузка 6 пар в неделю, то и работает он всего-навсего 12 часов, что они глубоко неправы. Ну и из любопытства тоже, куда ж от него денешься.

Итак, начнем. В первую очередь оговоримся, что подсчет делается для учебного года (с сентября по июнь включительно). Будем считать, что двухмесячный отпуск преподаватель реально использует по назначению (хотя так случается далеко не всегда).

Основная работа преподавателя - это учебная нагрузка, чтение лекций и ведение семинаров. Думаю, каждый понимает, что для того, чтобы качественно провести занятие, нужно сперва его качественно подготовить. Сколько времени занимает эта подготовка? Зависит от конкретных условий - разброс может быть очень большим. В моей практике встречалось и соотношение подготовка/занятие 0,25:1 (это когда ведешь семинар по уже разработанной программе для четырех параллельных групп), и 12:1 (курс лекций на английском языке с презентациями, читавшийся впервые). Если попытаться вывести среднее арифметическое, то оно, по моим прикидкам, будет равняться приблизительно 2:1 - то есть на один час занятия приходится 2 часа подготовки.

Тут, безусловно, сказывается специфика преподавания в высшей школе - читать один и тот же курс без изменений много лет подряд в подавляющем большинстве случаев нельзя, наука не стоит на месте. Если курс посвящен современной проблематике, то его и вовсе приходится серьезно обновлять каждый год. Поэтому подготовить все один раз на всю оставшуюся жизнь и потом каждый год только доставать распечатки перед очередной лекцией не получится. Вернее, есть люди, которые так делают, но мы же сейчас не о них, правда?

Так 12 часов в неделю плавно превращаются в 36. Это почти столько же, сколько работает в нормальных условиях человек, занятый на пятидневке.

Мне могут возразить, что из указанных 10 месяцев занятия ведутся только в течение семи с половиной. Это чистая правда. Однако к лекциям и семинарам нужно добавить другие форму работы:

1) Экзамены, пересдачи экзаменов, различного рода комиссии. Только один поточный экзамен сжирает у меня порой 8-10 часов на подготовку тестов, 4 часа на проведение самого экзамена и как минимум 20-25 часов на проверку 80-100 работ. Один большой экзамен тем самым фактически равняется стандартной 40-часовой рабочей неделе.
2) Научное руководство студентами и аспирантами. В течение учебного года на каждого нужно потратить минимум (минимум!!!) 10 часов - на 10 человек это дает 100 часов в год, или 2,5 стандартных рабочих недели.
3) К занятиям добавляются всевозможные служебные дела - заседания кафедры, написание отчетов, собрания и совещания... В зависимости от того, насколько преподаватель вовлечен в работу различных советов и комиссий, они могут сжирать в среднем от 2 до 5 часов в неделю в течение всего учебного года. Я не беру ситуацию, когда преподаватель по совместительству исполняет административные функции, там все совсем печально.

С учетом этих факторов мы вполне можем говорить о средней 36-часовой неделе в течение всего учебного года.

Однако вышеописанным деятельность преподавателя высшей школы не ограничивается.

Во-первых, каждый работник высшей школы, чтобы оставаться в курсе того, что происходит в сфере его специализации, должен регулярно читать научную периодику и свежую литературу. Отведем на это 10 часов в неделю - это скорее мало, чем много.

Во-вторых, преподаватель должен заниматься еще и научной работой. Здесь объемы вообще не ограничены, поэтому будем считать по нижней планке. По моим прикидкам, для того, чтобы действительно добиваться каких-то результатов, необходимо уделять научной работе в среднем не менее 15 часов в неделю. Сюда входит и участие в конференциях, и командировки. Это минимум, желательно больше.

Суммируем. 36 + 10 + 15 = 61. 61 час - это средняя продолжительность обычной рабочей недели преподавателя вуза. Цифра, конечно, весьма условная, но она скорее занижена, чем завышена. Однако она все равно получается в полтора раза больше, чем обычная рабочая неделя - чтобы освободить себе два выходных, преподаватель должен работать по 12 часов каждый будний день. На этом фоне двухмесячный отпуск вовсе не кажется роскошью.

И это мы еще не учитываем ситуации, когда нагрузка преподавателя значительно больше средней, когда он вынужден искать приработки, когда на него сваливают некую "общественную работу" - словом, все то, что встречается в реальности сплошь и рядом.

Разумеется, есть большое (увы) число сотрудников вузов, для которых преподавание - "легкий хлеб", которые не готовятся к занятиям, читают лекции по конспектам своей студенческой юности и занимаются профанацией вместо науки. Но мерить всех этой меркой нельзя.
Tags: высшее образование
Subscribe

  • Страна с пониженной социальной ответственностью

    Читаю книгу моего московского коллеги В.С. Дударева "Бисмарк и Россия, 1851-1871". Не могу не поделиться прекрасным. Бисмарк продолжал доказывать,…

  • Швейниц о Петербурге

    ...Петра Великого сейчас, как и раньше, часто упрекают в неудачном выборе того места, где он силой и будто волшебством создал свою столицу. Но…

  • О плохих и хороших переводах

    В комментариях к моему предыдущему посту разгорелась дискуссия о том, допустимо ли делать "плохие" переводы. При этом большинством участников как-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments