Какие задачи ставить перед собой преподаватель вуза?
Во-первых, он должен передать студентам свои знания. Ориентироваться при этом следует на ту часть аудитории, которая действительно хочет и старается чему-то научиться, а не просто получить «корочки». Это требует от преподавателя наличия большого запаса знаний, что, в свою очередь, возможно только в том случае, если он стремится к непрерывному самосовершенствованию, непрерывному повышению своей квалификации. Преподаватель не имеет права останавливаться в своем развитии ни на один день. Его задача – дать максимум возможного тем, кто хочет и может учиться.
Но информацию необходимо тщательно обработать таким образом, чтобы ее было легко и интересно слушать и запоминать. Конечно, лекции – не развлекательные мероприятия, но преподаватель должен ориентироваться на аудиторию и думать о том, чтобы оптимизировать восприятие материала.
Однако дело не должно ограничиваться простой передачей информации. Преподаватель должен учить своих студентов думать, искать причинно-следственные взаимосвязи, анализировать факты, видеть глубинную подоплеку событий, подвергать критической проверке любое сообщение. Потому что выпускники вуза должны быть, в первую очередь, самостоятельно думающими людьми, а не легко манипулируемым стадом.
На экзаменах и зачетах преподаватель не имеет права на снисходительность и произвольное завышение оценок. Ставить «отлично», чтобы «не портить зачетку» – должностное преступление. Оценка может основываться только на знаниях студента. Экзаменатор в медицинском вузе, выпускающий недоучек, становится виновником тысяч смертей. Экзаменатор на гуманитарном факультете, выпускающий недоучек, становится виновником трагедии целого поколения.
Что бы я добавил сюда сегодня? Пожалуй, ничего. Только поменял бы местами "во-первых" и "во-вторых". Ну и к оценкам сегодня у меня подход немного сложнее, но об этом надо писать отдельно.