navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Критическое мышление: список компетенций

У термина "критическое мышление" есть довольно много определений, которые, хотя и не противоречат друг другу в главном, все-таки имеют серьезные отличия. Попробуем подойти к вопросу с другой стороны и разложить это понятие на отдельные составляющие: какими навыками должен обладать человек, претендующий на то, чтобы считаться критически мыслящим?

Такой список я нашел в одном англоязычном учебнике по критическому мышлению.

Итак, студент, прошедший курс критического мышления, должен уметь:
- определять, насколько релевантна та или иная информация обсуждаемой теме
- разделять рациональные и эмоциональные аргументы
- отделять факт от мнения
- выявлять обстоятельства, которые могут уменьшить или поставить под вопрос доказательную силу аргумента
- находить обманные приемы и пробелы в аргументации
- проводить анализ данных и информации
- находить логические ошибки в аргументах
- связывать между собой данные и информацию из различных источников
- работать с противоречивой, неадекватной или двусмысленной информацией
- формулировать валидные аргументы, основанные на данных, а не на мнениях
- выбирать данные, в наибольшей степени подкрепляющие аргумент
- избегать преувеличенных выводов
- находить пробелы в системе доказательств и определять потребность в дополнительной информации
- признавать, что проблема может не иметь единственно верного решения или однозначного ответа
- представлять альтернативные точки зрения и сравнивать их в процессе принятия решения
- определять все заинтересованные стороны в процессе принятия решения
- формулировать аргументы с учетом контекста
- корректно использовать данные для подкрепления своей точки зрения
- делать свой аргумент логичным и связным
- избегать лишнего при выстраивании системы доказательств
- представлять информацию в той последовательности, которая будет наилучшим образом служить доказательству тезиса
(B.N. Moore, R. Parker. Critical Thinking. 2012)

Я бы, честно говоря, немного переработал этот список, но как отправная точка он неплох.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • Синдром "обратного партизана"

    Есть у студентов - и не только у них, конечно, но я общаюсь в основном со студентами - одна особенность, которую я называю "синдромом обратного…

  • История в школе: мечты о светлом будущем

    Я периодически начинаю думать о тем, что и как нужно делать в светлом будущем, которое непременно наступит. Да, это такая форма эскапизма, я знаю. И…

  • Преподавание: пандемийный опыт

    В прошлой записи я не стал подробно писать о том, как Радаев в своей книге трактует опыт преподавания в условиях пандемии. В основном потому, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments

  • Синдром "обратного партизана"

    Есть у студентов - и не только у них, конечно, но я общаюсь в основном со студентами - одна особенность, которую я называю "синдромом обратного…

  • История в школе: мечты о светлом будущем

    Я периодически начинаю думать о тем, что и как нужно делать в светлом будущем, которое непременно наступит. Да, это такая форма эскапизма, я знаю. И…

  • Преподавание: пандемийный опыт

    В прошлой записи я не стал подробно писать о том, как Радаев в своей книге трактует опыт преподавания в условиях пандемии. В основном потому, что…