navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Легко ли читать научную книгу?

Иногда про некоторые исторические труды приходится слышать: "Их сложно читать, но в целом это прекрасные научные работы". Более того, время от времени (и, к сожалению, все чаще) мне встречаются люди, убежденные в том, что Истинно Научная Книга и должна быть написана сложным языком, а если ее может понять любой дурак - это не научная литература, а попса какая-то.

А существует ли в действительности корреляция между качеством исторического исследования и теми усилиями, которые читатель должен затратить на его прочтение?

Давайте разберемся: почему книгу бывает "сложно читать"? На мой взгляд, существует два базовых варианта ответа: "проблема на стороне читателя" и "проблема на стороне автора".

"Проблема на стороне читателя" возникает, когда человеку просто не хватает базовых знаний для того, чтобы воспринимать текст, рассчитанный на подготовленного читателя. Например, авторы многих узкоспециализированных исследований предполагают наличие у своих читателей определенного представления о контексте, и не их вина, если книга попадает в руки человека, не располагающего подобным фундаментом.

Но представим себе, что наш читатель вполне подготовлен и по умолчанию текст книги у него никаких проблем вызвать не должен. Однако вызывает. Книга читается тяжело, никак не удается ухватить основную мысль, приходится постоянно возвращаться к уже прочитанному, чтобы не запутаться окончательно. Почему это происходит? Ответ один - "проблема на стороне автора". Основные варианты следующие:

- Автор плохо владеет русским литературным языком. В результате он лепит груды придаточных предложений, в которых читатель просто запутывается, использует наукообразную лексику там, где можно обойтись более простыми терминами, допускает множество неточных и двусмысленных выражений.
- Автор не умеет систематизировать и четко структурировать материал. В результате на бумаге оказывается хаотичная груда информации, которую читателю предлагается самостоятельно организовать в собственной голове, проанализировать и сделать выводы. Изложение сумбурно, непоследовательно, автор часто перескакивает с одного сюжета на другой без всякой необходимости.
- Автор не умеет отделять главное от второстепенного, перегружает текст фактами, цифрами и цитатами без острой необходимости. В результате читатель утопает в море мелких деталей и вынужден прилагать постоянные усилия для того, чтобы не потерять нить повествования и раскопать под грудой информации основную мысль автора (если она, конечно, вообще присутствует).

Как легко можно видеть, ни один из этих вариантов не делает чести автору. Неумение структурировать и систематизировать материал, отделить главное от второстепенного - очень серьезные недостатки для любого исследователя. Повторюсь: я в данном случае говорю о качествах автора не как писателя, а как исследователя, как историка. Потому что систематизация и отбор - важные составляющие аналитической работы. Если человек не в состоянии структурировать материал на бумаге - скорее всего, в его голове царит такой же хаос. Поэтому корреляция между сложностью чтения и качествами автора как исследователя во многих случаях существует - обратная корреляция.

При этом, разумеется, плохой писатель может быть хорошим аналитиком, а плохой аналитик - хорошим знатоком и эрудитом, владеющим большим массивом информации. Но наличие положительных качеств никак не отменяет наличия отрицательных - впрочем, обратное, разумеется, тоже верно.
Tags: историческая наука
Subscribe

  • Об аккредитации вузов

    Каждый, кто сталкивался с государственной аккредитацией вузов, знает, насколько это сложная и ответственная процедура. Экспертам нужно предоставить…

  • Высшее образование и производственный брак

    Просто игра ума, ничего серьезного. Когда падает самолет, эксплуатацию всех самолетов подобного типа часто приостанавливают до выяснения причин.…

  • Немного о жертвах

    Это могло бы стать прекрасной первоапрельской шуткой. Но, к сожалению, это всерьез. "Финансовый университет выступает со следующей инициативой:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

  • Об аккредитации вузов

    Каждый, кто сталкивался с государственной аккредитацией вузов, знает, насколько это сложная и ответственная процедура. Экспертам нужно предоставить…

  • Высшее образование и производственный брак

    Просто игра ума, ничего серьезного. Когда падает самолет, эксплуатацию всех самолетов подобного типа часто приостанавливают до выяснения причин.…

  • Немного о жертвах

    Это могло бы стать прекрасной первоапрельской шуткой. Но, к сожалению, это всерьез. "Финансовый университет выступает со следующей инициативой:…