navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Где и как искать материалы по теме курсовой?

Итак, студент выбрал тему своей курсовой (или выпускной) работы, сформулировал цель и задачи. Следующий вопрос, встающий перед ним - это поиск материалов.

Хочу оговориться сразу: представление о том, что нужно сначала найти все источники и литературу, а потом уже их штудировать (иначе говоря, поиск и обработка литературы есть две различные стадии) в корне неверно. Поиск материалов осуществляется непрерывно, вплоть до того момента, когда будут сформулированы и проверены основные выводы. Более того, процесс поиска теснейшим образом связан с обработкой уже имеющихся материалов и с получением промежуточных результатов исследования.

Тем не менее, определенный первичный список составить все-таки нужно, что позволяет весьма приблизительно разбить процесс поиска материалов на два этапа: предварительный и текущий.

1. Предварительный этап.

В рамках предварительного этапа Вам надо определить, какая литература (и опубликованные источники) имеются по Вашей проблеме. Вашими основными инструментами станут при этом (помимо научного руководителя, разумеется) библиотечные каталоги и Интернет.

В библиотеке желательно пользоваться систематическим каталогом и не отказываться от помощи библиографа, особенно если Вы пока - не очень опытный пользователь. Систематический каталог нужно прорабатывать в порядке от общего к частному. К примеру, если нужно написать работу о германском социальном законодательстве эпохи Бисмарка, имеет смысл сначала просмотреть раздел "История Германии", затем - "История Германии в эпоху капитализма", после этого - "История Германии в конце XIX века" (названия разделов даны в соответствии с каталогом РНБ, в других библиотеках они могут отличаться). Не ждите, что сразу же найдутся труды по Вашей теме; может так случиться, что работ, посвященных конкретно Вашей проблематике, нет вообще. В этом случае Вам придется обратиться к более общим трудам. В принципе, знакомство с Вашей темой и следует начинать с обобщающих работ, которые покажут Вам проблему в рамках широкого исторического контекста.

Помните также, что сложные проблемы находят свое отражение в различных сферах - и, таким образом, в различных разделах каталога. Так, собирая материал по германскому военному законодательству эпохи Бисмарка, я просматривал разделы "История", "Военное дело", "Политика" и "Право". И в каждом находил много интересного.

В Интернете Вашими главными спутниками станут электронные каталоги крупных библиотек и полнотекстовые базы данных. Как правило, поиск в этом случае осуществляется по ключевым словам. Подумайте, какие ключевые слова может содержать название (или описание) книги по Вашей теме, потом приступайте к поискам. Выбор конкретных ресурсов зависит от Вашей темы, из наиболее общих могу назвать Elibrary и JSTOR.

С базами данных все более или менее понятно, но какую пользу может принести каталог, к примеру, Австрийской национальной библиотеки, если поездка в Австрию Вам в ближайшее время не светит? Ответ простой: Вы должны знать о существовании книги по Вашей теме даже в том случае, если в данный момент эта книга Вам недоступна. Потому что доступность - понятие относительное, и в жизни порой открываются весьма неожиданные возможности. Кроме того, в некоторых случаях имеет смысл уже на раннем этапе задуматься о смене темы, если выясняется, что ключевая литература (и опубликованные источники) Вам физически недоступны.

Для того, чтобы уже на раннем этапе составить максимально полную библиографию проблемы, используйте пару простых приемов:
- Поиск по автору. Вы, например, нашли книгу И.И. Иванова по Вашей теме. Полезно выяснить, что еще написал И.И. Иванов. Возможно, у него есть еще целый ряд подходящих Вам работ, которые по каким-то причинам не попали в просмотренный Вами раздел систематического каталога.
- Поиск по серии/журналу. Многие монографии выходят в рамках специализированных серий, а статьи - в узкоспециальных журналах. Напав на след такой серии/журнала через одну найденную книгу или статью, полезно посмотреть, что еще публиковалось в этой серии/журнале. Если говорить о журналах: полезно сразу же выяснить, какая ключевая научная периодика существует в Вашей сфере. На сайтах журналов часто имеется собственный поисковый механизм, который упростит поиск нужных статей.

Важным подспорьем для Вас может стать также реферативный журнал «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература» и другие аналогичные издания, выпускаемые Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. Выходит реферативный журнал четыре раза в год и содержит библиографические описания научной литературы, экземпляры которой получены ИНИОН. К сожалению, Институт получает сегодня не всю отечественную литературу, не говоря о зарубежной.

В итоге у Вас должен получиться список источников и литературы, разделенный на две части: то, что доступно Вам в данный момент и то, что в настоящее время недоступно. Вторую часть списка ни в коем случае нельзя упускать из поля зрения. Нужно постоянно думать, как получить доступ к этим текстам. Привлеките к решению этой задачи научного руководителя.

2. Текущий этап.

Итак, Вы начали чтение и обработку доступной Вам литературы. Один из главных моментов, на который нужно обращать при чтении книги или статьи - использованные автором материалы. Это могут быть сноски, это может быть список источников и литературы в конце текста. Правило "следуй по сноскам" относится к числу золотых правил студента-историка. Встретив интересующую Вас информацию, обязательно посмотрите, откуда автор ее взял, и постарайтесь найти это издание. Если в данный момент это невозможно, добавьте его во вторую часть своего списка.

В процессе работы над темой Вы можете обнаружить необходимость исследовать некие смежные проблемы, которые до этого не привлекали Ваше внимание. Например, начав изучать внешнюю политику Великобритании середины XIX века, Вы очень быстро почувствуете, что Вам надо ближе познакомиться с личностью виконта Пальмерстона. В этом случае необходимо будет проделать работу, аналогичную проведенной на предварительном этапе.
Tags: преподавание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments