navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Как отрицать очевидное: практическое пособие

Давным-давно, уже не помню при каких обстоятельствах, я оказался в одном помещении с работающим телевизором (что само по себе редкость). Шло какое-то ток-шоу. Молодой сотрудник одного из федеральных научных учреждений рассказывал о том, насколько серьезной является проблема недофинансирования отечественной науки, и приводил в качестве иллюстрации свою собственную крошечную зарплату. После него слово взял некий московский "эффективный менеджер" в сфере высшего образования. Начал он выступление примерно так: "Вот Вы, молодой и здоровый человек, стоите тут и жалуетесь, что Вам мало платят. Почему Вы ничего не делаете для того, чтобы это изменить? Есть масса возможностей! Например, возьмите и напишите учебник!"

Давайте разберем эту ситуацию, что называется, по косточкам.

Молодой научный сотрудник говорил о проблемах недостаточного финансирования отечественной науки. Одной из наиболее серьезных проблем является смехотворно низкий уровень зарплат в данной сфере, особенно у молодежи. В качестве примера выступающий привел свою зарплату. В принципе, это не самое лучшее решение, поскольку его слова могут быть восприняты как попытка доказать свой тезис (а единичный случай далеко не всегда может являться доказательством), а не проиллюстрировать его (чем они, в сущности, и являлись). Однако в формате ток-шоу такие заявления делаются сплошь и рядом и на бытовом уровне воспринимаются обычно как сильный аргумент.

Что сделал его оппонент? Перед ним стояла сложная задача - показать, что реально существующая проблема отсутствует или, как минимум, сильно преувеличена. То есть, по сути, отрицать очевидное. Какие приемы он при этом применил?

Прием первый: дисквалификация оппонента. "Вы стоите тут и жалуетесь" - слово "жалуетесь" в массовом сознании имеет негативный оттенок. "Жаловаться" является антонимом понятия "плодотворно работать и успешно решать свои проблемы самостоятельно". Поскольку четкой границы между понятиями "жаловаться" и "рассказывать о проблеме" в сознании большинства граждан нет, любого, кто говорит о своих проблемах, можно заклеймить как "нытика" и представить в невыгодном свете.

Но этот прием в данном случае - только подготовка. Основное, что делает"эффективный менеджер" - подмена предмета спора. Дискуссия о низкой оплате труда научных работников подменяется разговором о материальном положении конкретного человека. Это дает возможность предлагать варианты, которые могут сработать для отдельного человека, но не могут являться системным решением проблемы.

Например, вполне допустимо сказать конкретному человеку: "Нет денег? Напиши учебник!" Но очевидной глупостью будет высказывание: "Все молодые научные сотрудники должны писать учебники". Очевидно, что такое количество учебников попросту не нужно. Здесь работает принцип "каждый может стать начальником, но все одновременно стать начальниками не могут".

На это могут возразить, что написание учебника было приведено в качестве примера того, что может сделать среднестатистический научный сотрудник для улучшения своего материального положения, одной возможности из упомянутой "массы". Однако в данном случае перед оратором (если не подменять предмет спора) стояла задача доказать, что имеется решение, которое может помочь основной части научных сотрудников. Написание учебника по приведенной выше причине - крайне слабый аргумент.

И наконец. Говоря о написании учебника как средстве преодоления материальных проблем, "эффективный менеджер" делает неочевидное допущение - что написание учебника, действительно, может принести серьезные деньги. У любого, кто писал учебники для высшей школы, это вызовет лишь гомерический хохот. На издании подобного рода литературы у нас в стране в большинстве случаев зарабатывает кто угодно, но не автор. С точки зрения соотношения затраченного времени и полученного гонорара написание среднестатистического учебника - это глубоко убыточный проект.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • Историк, блог и плагиат

    Многие мои читатели могут подумать, что я пишу по горячим следам нашумевшей истории с одним романом. Нет, ничего подобного. Этот роман меня…

  • Три головы историка

    Ровно 150 лет назад, 18 января 1871 года, в Версальском дворце прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским императором. Об…

  • Архивная география, или когда Берлин ближе Москвы

    В одном из комментариев к моим размышлениям, чем бы мне таким заняться после окончания проекта "Россия глазами Бисмарка", мне задали вопрос, почему я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments

  • Историк, блог и плагиат

    Многие мои читатели могут подумать, что я пишу по горячим следам нашумевшей истории с одним романом. Нет, ничего подобного. Этот роман меня…

  • Три головы историка

    Ровно 150 лет назад, 18 января 1871 года, в Версальском дворце прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским императором. Об…

  • Архивная география, или когда Берлин ближе Москвы

    В одном из комментариев к моим размышлениям, чем бы мне таким заняться после окончания проекта "Россия глазами Бисмарка", мне задали вопрос, почему я…