navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Иллюстрация и доказательство

Анализируя аргументы, люди достаточно часто путают между собой доказательство некого тезиса и иллюстрацию к нему. Между тем, разница принципиальная.

Доказательство - это аргумент, призванный доказать основной тезис. Главные требования, которые предъявляются к доказательству: оно должно быть истинным само по себе и обладать достаточной доказательной силой применительно к основному тезису (являться достаточной предпосылкой для корректного вывода).

Иллюстрация - это пример, призванный пояснить основной тезис. Главное требование, предъявляемое к иллюстрации: она должна наглядно демонстрировать суть основного тезиса. От иллюстрации не требуется доказательной силы.

Пример иллюстрации: "Во многих российских вузах перенос занятия преподавателем подразумевает достаточно сложную процедуру. К примеру, если я хочу взять отгул и прочесть лекцию на три дня позже, мне нужно принести заявление об этом в учебный отдел не позднее чем за две недели. На заявлении должны стоять подписи заведующего кафедрой и декана, кроме того, я обязан согласовать его со старостой студенческой группы. Даже после этого учебный отдел вправе отказать мне, если считает, что возможности для переноса нет".

В данном случае автор высказывания не пытается единичным примером доказать свой тезис (что было бы явно некорректным приемом), а разъясняет, что имеется в виду под "достаточно сложной процедурой". Конечно, не исключено, что сам автор высказывания заблуждается, считая, что его пример обладает доказательной силой. В такой ситуации общий контекст часто помогает понять, иллюстрация перед нами или некорректное доказательство единичным примером.

А вот яркий случай некорректного доказательства: "Официальная статистика врет, заявляя, что явка на выборы составила 80%! Ни я, ни мои знакомые на эти выборы не ходили!"

Здесь основной тезис не нуждается в разъяснении, и второе предложение явно должно служить его доказательством. Однако по понятным причинам это доказательство некорректно - выборка слишком мала относительно генеральной совокупности и к тому же вопиюще нерепрезентативна.

Почему важно понимать, иллюстрация перед нами или некорректное доказательство единичным примером? Ведь они в равной степени не обладают никакой доказательной силой. Ну, во-первых, при чтении текста желательно все-таки правильно понимать его содержание. Во-вторых, некорректное доказательство свидетельствует либо о некорректном мышлении автора, либо о сознательной манипуляции с его стороны. Иллюстрация никаких оснований для подобного вывода не дает.
Tags: критическое мышление
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Юбилейный год

    Недавно пришло в голову, что в 2021 году у меня аж четыре юбилея. - 25 лет со дня окончания школы - 20 лет со дня окончания университета - 15 лет…

  • Поехали!

    На этой неделе должна выйти из типографии моя книга "Россия глазами Бисмарка". Событие, которого я жду с некоторым внутренним трепетом. Почему? Ведь…

  • Апрель. Пробуждение.

    Вот и настал апрель. Пробуждается природа... Какая, к черту, природа? Студенты пробуждаются. Студенты! Со своими курсовыми и выпускными работами.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 53 comments

Recent Posts from This Journal

  • Юбилейный год

    Недавно пришло в голову, что в 2021 году у меня аж четыре юбилея. - 25 лет со дня окончания школы - 20 лет со дня окончания университета - 15 лет…

  • Поехали!

    На этой неделе должна выйти из типографии моя книга "Россия глазами Бисмарка". Событие, которого я жду с некоторым внутренним трепетом. Почему? Ведь…

  • Апрель. Пробуждение.

    Вот и настал апрель. Пробуждается природа... Какая, к черту, природа? Студенты пробуждаются. Студенты! Со своими курсовыми и выпускными работами.…