navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Учебники для вузов: почему их пишут?

Я тут задумался над вопросом: какими мотивами руководствуются авторы учебников для высшей школы? Мне кажется, существует несколько основных вариантов мотивации. Прежде чем рассказать о них, хочу сделать две оговорки: во-первых, это не более чем мои гипотезы, во-вторых, речь идет именно о высшей школе (как там с учебниками для средней школы, я не в курсе).

Итак, поехали.

1. Финансовая мотивация. Поскольку отечественные издательства обычно относятся к авторам учебников как к бесплатной рабочей силе, гонорар ни при каком раскладе не может окупить затрат времени и сил, необходимых для написания текста любого качества. Соответственно, финансовая мотивация возникает, если появляется некий дополнительный источник финансирования - например, крупный грант. Но такие случаи являются довольно редкими; кроме того, финансовая мотивация не обеспечивает качества учебника - ведь по грантам у нас часто принято "отчитываться", а не выполнять работу.

2. Бюрократическая мотивация. Не секрет, что преподавателю вуза во многих ситуациях нужны формальные показатели. К примеру, для получения звания доцента нужно опубликовать несколько учебников или учебных пособий. Или администрация вуза может потребовать, чтобы преподавание основных предметов было обеспечено учебниками, написанными своими же сотрудниками. В этой ситуации учебник или учебное пособие пишется "потому что надо". Результат соответствующий - подавляющее большинство подобных текстов написаны кое-как, издаются тиражом 100 экземпляров и поскорее прячутся от посторонних глаз. Экземпляры, попавшие в библиотеки, вызывают прилив эмоций у случайного читателя. По моим прикидкам, такие учебники и учебные пособия составляют у нас сегодня большинство (если считать не по совокупному тиражу, а по наименованиям).

3. Демонстрация потенциала. Хотел написать "самореклама", но это слово у нас обычно носит негативный оттенок, а я в данном случае ничего плохого не имею в виду. Речь идет о ситуации, когда преподаватель или группа преподавателей пишут учебник для того, чтобы заявить о себе в научно-образовательной среде, продемонстрировать свой потенциал и позиционировать себя как ведущих специалистов в определенной области. На мой взгляд, большинство авторов, которые соглашаются на крайне невыгодные в финансовом отношении условия отечественных издательств, руководствуются именно данной мотивацией. Учебники часто получаются неплохими, ведь адекватный автор понимает, что заявлять о себе на всю страну откровенной халтурой как-то глупо.

4. Творческая мотивация. К счастью, у нас еще есть значительное количество преподавателей вузов, которые занимаются наукой и преподаванием "по зову сердца", поскольку им нравится творческая деятельность. Даже немалыми усилиями администраций вузов не удается окончательно заменить "творцов" на "квалифицированных потребителей", то есть, простите, "производителей образовательного контента". Как правило, именно такие учебники и учебные пособия являются наиболее качественными.
Tags: историческая наука
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments