navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Целевая аудитория - что нужно учитывать?

Я пару дней назад писал о том, как важно ориентироваться на аудиторию. Когда ты готовишься что-то сказать или написать, очень важно понимать, для кого ты это говоришь или пишешь, и создавать текст в соответствии с этим пониманием. Какие основные факторы нужно при этом учитывать?

1. Ожидания аудитории.
В первую очередь нужно задаться вопросом: чего моя целевая аудитория ждет от меня? Она хочет информации или развлечения? Аналитического доклада или красочного шоу? Спору нет, удачная шутка украсит доклад на научной конференции, но превращать весь доклад в юмореску - верный путь к провалу.
Помню, в бытность мою студентом к нам приезжал один очень известный отечественный ученый-американист. Мы, конечно, пришли на встречу с ним с большим интересом - от такого человека можно было ждать полезных советов! Но вместо разговора об исторических исследованиях получили коллекцию баек о его молодости. Он даже начал объяснять нам, почему в советское время не стал диссидентом, хотя это вообще никого не интересовало. Слушатели, как Вы понимаете, были разочарованы - они не за этим пришли его послушать.

2. Уровень подготовки аудитории
Очень часто мы не говорим (или не пишем) об очевидных для нас вещах, которые могут быть не столь уж очевидными для нашей аудитории. Если наше сообщение слишком сложное и остается не понято нашей аудиторией, своей цели оно не достигает. Помню, в те же студенческие годы я делал на спецсеминаре доклад про Люфтваффе. Уже ближе к концу моего получасового выступления мой научный руководитель поинтересовался у аудитории (преимущественно женской): "Девушки, а Вы знаете, что такое фюзеляж?" Девушки робко, но синхронно помотали головами. В этот момент я понял, что мог бы выступать на китайском - толку было бы ровно столько же. Это стало для меня очень хорошим уроком на будущее.
С другой стороны, и упрощать сверх меры нельзя - если Вы начнете объяснять профессиональной аудитории хорошо известные ей азы, реакция будет негативной. Если бы я начал рассказывать, что такое фюзеляж, на заседании общества историков авиации, на меня посмотрели бы как на придурка (и правильно сделали бы).

3. Мировоззрение, убеждения, психологические особенности аудитории.
К примеру, если Вы пришли в Общество охотников и рыболовов, наверное, не стоит начинать свою речь с фразы "Охота и рыбалка - убийство, у животных есть такие же права, как и у людей!" (разумеется, если Ваша цель заключается не в том, чтобы устроить скандал). Если Вы с самого начала сформируете у аудитории негативное к себе отношение, эффект Вашего послания будет в лучшем случае нулевым. Это не значит, разумеется, что Вы должны говорить только то, что людям приятно будет услышать; но одну и ту же мысль можно выразить десятками разных способов, и то, какой из них Вы выберете, может оказать весьма серьезное влияние на результат.

Разумеется, этим правилам легко следовать, если аудитория более-менее гомогенная. Такое бывает далеко не всегда, иногда мы обращаемся к весьма разношерстной группе людей (или вообще неограниченной аудитории). К примеру, головной болью многих преподавателей вузов является вопрос о том, как сделать свои занятия не слишком сложными для слабых студентов и одновременно не скучными для сильных. Однако в большинстве случаев целевая аудитория все же имеет определенные отличительные черты - не говоря о ситуации, когда она в принципе состоит из одного-единственного человека.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments