navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Статистика: три базовых вопроса

Когда мы встречаем новые статистические данные, следует в первую очередь задать три базовых вопроса:

1. Кто является автором этих данных? У каждой статистической информации есть свой создатель. Иногда это - конкретная личность. В других случаях в роли автора выступают большие организации (хотя, конечно же, непосредственными исполнителями являются конкретные сотрудники).
Задавая вопрос относительно авторов, мы интересуемся не столько конкретными именами, сколько той ролью, которые эти люди играют в общественных процессах, связанных с данной статистикой. Исходит ли информация от активистов, которые стремятся с ее помощью привлечь внимание к какой-либо проблеме? Или цифру сообщает журналист, желающий показать, что проблема действительно достойна того, чтобы фигурировать в новостях? Или авторами являются бюрократы, чиновники, которые следят за неким социальным феноменом в рамках рутинных процедур и не особенно волнуются по поводу того, что демонстрируют цифры?

2. Почему эта статистическая информация была собрана? Личность авторов часто является подсказкой по поводу их мотивов. К примеру, активисты стремятся привлечь внимание к проблемам, которыми занимаются. Поэтому мы можем предположить, что они будут предпочитать впечатляющие цифры, с большей вероятностью использовать методы, позволяющие их получить, и с меньшей вероятностью критически оценивать такие показатели. (...) Другая сторона дискуссии может, напротив, отдавать приоритет как можно меньшим цифрам. (...) Мы должны иметь в виду, что люди, производящие статистическую информацию, часто заинтересованы в определенном исходе и собираются использовать цифры как средство убеждения.

3. Как была получена эта статистическая информация? Мы не можем отвергать статистику просто в силу того, что ее создатели были заинтересованными людьми, например, считают ту или иную социальную проблему серьезной. Но мы должны задать вопрос о том, как они получили свои данные. Вся статистика несовершенна, но одна информация несовершенна в большей степени, чем другая. Есть большая разница между данными, полученными методом угадывания, и тщательным исследованием. Это - ключевой вопрос. Как только мы поймем, что вся статистическая информация кем-то создана, и этот "кто-то" часто собирается с ее помощью что-то доказать, становится ясно, что методы играют ключевую роль.

Из книги J. Best. Damned Lies and Statistics. Untangling Numbers from the Media, Politicians and Activists. 2012.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • Чугунный месяц март

    Два моих самых нелюбимых месяца - это ноябрь и март. Не удивляйтесь, что я называю их именно в такой последовательности: у преподавателя новый год…

  • Королева, нацисты и я

    Хожу я себе тут на днях по супермаркету, никого не трогаю, продукты в тележку складываю. Вдруг звонит телефон. Номер незнакомый. - Алло, - говорят,…

  • Бесплатная версия школы

    Побывал вчера на родительском собрании. В первый раз в своей жизни. Ничего плохого не могу сказать - все прошло прилично и заняло всего-навсего чуть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments